Найти тему

ИСТОРИЯ СЕКТАНТСТВА|ХЛЫСТЫ

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год
Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год

Хлысты, по другому христововеры - это одна из старейших русских религиозных сект. Сами себя хлыстовцы называли более возвышенно  - «люди божьи» или «христова вера». Наименование «хлысты» происходит от практикуемого ими обряда самобичевания или от видоизменённого слова «христы», производного от Иисуса Христа. Происхождение секты связывают со многоми факторами - влияние европейского протестантства и масонства, а так же более древнего славянского язычества соединенного с эзотеризмом и возникшим в результате раскола старообрядчеством.

У секты есть целая история происхождения с классическим в авраамических религиях приходом на Землю мессии. По хлыстовским преданиям, в 1645 году в Стародубской волости Муромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина (ныне Нижегородская область), на Землю сошел сам Господь Саваоф (один из титулов Бога в иудейской и христианской традициях). И вселился Саваоф в плоть крестьянина, бежавшего от воинской службы, по имени Данила Филиппович и дал людям 12 новых заповедей:

1. Аз есмь бог, пророками предсказанный, сошел на землю для спасения душ человеческих. Несть другого бога, кроме меня. 2. Нет другого учения. Не ищите его. 3. На чем поставлены, на том и стойте. 4. Храните божьи заповеди и будете вселенныя ловцы. 5. Хмельного не пейте, плотского греха не творите. 6. Не женитесь, а кто женат, живи с женою как с сестрой. Неженимые не женитесь, женимые разженитесь. 7. Скверных слов и сквернословия не говорите. 8. На свадьбы и крестины не ходите, на хмельных беседах не бывайте. 9. Не воруйте. Кто единую копейку украдет, тому копейку положат на том свете на темя, и когда от адского огня она растопится, тогда только тот человек прощение примет. 10. Сии заповеди содержите в тайне, ни отцу, ни матери не объявляйте, кнутом будут бить и огнём жечь — терпите. Кто вытерпит, тот будет верный, получит царство небесное, а на земле духовную радость. 11. Друг к другу ходите, хлеб-соль водите, любовь творите, заповеди мои храните, бога молите.

12. Святому духу верьте.
Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год
Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год

После этого события Данила Филиппович поселился в Костроме и начал проповедовать новое учение. Он отрицал необходимость священных книг и учил, что для спасения души нужен только «святой дух», сходящий на верующих во время молитвенных радений. По рассказам, в подтверждение своего учения он собрал все священные книги в один мешок, нагрузил его камнями и бросил в Волгу. Хлысты почитали Данилу Филипповича как своего основателя и величали «превышним богом», «верховным гостем» и «богатым гостем». Умер Данила на сотом году жизни 1 января 1700 года.

Приемниками первого пророка стали так называемые «христы». Вообще, по-мимо преемника, в каждой общине был свой глава так же называемый «христом». Первым «христом» стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов Перевоз Нижегородской губернии. В возрасте 33 лет его призвал к себе «Господь Саваоф» Данила Филиппович, который дал ему божество и нарёк своим сыном и «христом». С тех пор «христос» Суслов начал проповедовать новое учение, странствуя по земле со своей «богородицей» и 12 апостолами. По рассказам хлыстов, Суслов при царе Алексее Михайловиче был за свое учение трижды распят в Москве на Красной площади и трижды воскресал из мёртвых, после чего был отпущен на свободу. Последние годы жизни Суслов проживал в Москве под видом купца и тайно распространял своё учение. В 1699 году к нему в Москву прибыл «Саваоф» Данила Филиппович, где после долгой беседы с сыном вознёсся на небо. Сам Суслов вознёсся на небо в 1716 году, а его тело было погребено в церкви Ивановского монастыря.

В. В. Коновалов, «Хлысты»
В. В. Коновалов, «Хлысты»

Вторым «христом» стал Прокопий Данилович Лупкин, служивший нижегородским стрельцом и участвовавший в азовских походах Петра I. В 1710 году был демобилизован вследствие падучей болезни (эпилепсия). После отставки поселился в Москве, где занялся торговлей и сблизился с местной хлыстовской общиной, с которой пережил первый мистический опыт: во время молитвы его стало «подымать» от земли «святым духом». Вскоре после этого он стал проповедовать хлыстовскую веру среди своих работников, крестьян и посадских людей. Лупкин использовал свои поездки по торговым делам для организации тайных собраний последователей. Он поощрял поклонения на манер старообрядцев, например, осенять себя крестным знамением двумя пальцами вместо трех. В итоге, Прокопия Лупкина стали почитать за пророка и учителя. В 1713 году, после смерти Ивана Суслова, хлысты признали Лупкина своим новым «христом». Жена Лупкина, нижегородская стрелецкая дочь Акулина Ивановна, почиталась за «богородицу», а его сын Спиридон - за пророка. Скончался Прокопий Данилович в 1732 году и был погребён в Ивановском монастыре, рядом с первым «христом» Иваном Сусловым.

Хлыстовский собор живых богов
Хлыстовский собор живых богов

Общины хлыстов назывались «кораблями» и позиционировались в качестве «внутренней», тайной церкви в отличие от «внешних» православных церквей. «Корабли» были совершенно независимы друг от друга. Во главе каждого стоял «кормщик», в статусе Бога, Христа, богородицы, пророка, апостола. Каждый «кормщик» в своем «корабле» пользовался неограниченной властью. Сектанты могли ходить в обычную православную церковь, однако делали они это для прикрытия, чтобы не вызвать подозрений и не подвергаться гонениям.

По учению хлыстов существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Бог может воплощаться в людей неопределённое количество раз, смотря по надобности и их нравственному достоинству. В Даниле Филиппове якобы воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос. Воплощения божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путём естественной передачи «христом» своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела. Хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело, согласно их воззрениям, греховно и есть наказание за первородный грех. Отрицаются священники, святые, государство, священные книги.

-5

Особое место в учении хлыстов занимало так называемое «радение». Участие в нём сулило опущение на человека благодати «святого духа» и усмирение плоти. В небольшом помещении для обряда собирались все члены «корабля» и принимались неистово танцевать, вдыхая дым от тлеющих трав, нередко обладающих галлюциногенным эффектом. После ритуальных плясок хлысты брали мокрые тряпочные жгуты, палки или даже настоящие хлысты и наносили друг другу удары, иногда занимались самобичеванием. Ритуал продолжался пока все сектанты не падали на пол. Плотское возбуждение, или «духовную радость», охватывающую сектантов в результате радения, трактовали как пришествие «святого духа». Есть предания, не подтвержденные, что после завершения радения хлысты предавались свальному греху. Хлысты не женились друг на друге, свободно меняя партнеров, это называлось «духовным сожительством». В результате сожительств нередко появлялись дети, матери которых могли даже и не знать, от кого они.

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год
Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопческой ереси». 1844 год

В XVIII веке в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие «христом» лишь своего единственного руководителя. В результате такого раскола образовываются секты Скопцы, Постники, Израиль, Чемреки.

Подробнее об этих сектах можно будет прочитать в следующих статьях. Подписывайся чтобы не пропустить!

Хлыстовцы начали подвергаться преследованию практически с самого начала своего существования. Их обвиняли в ереси и безнравственности. В 1717 году Лупкин и еще двадцать хлыстов были арестованы в Угличе. Они содержались под стражей пять месяцев, в течение которых их допрашивали и избивали. Лупкину удалось договориться о собственном освобождении с помощью взятки в 300 рублей. С 1733 по 1739 год специально созданная для этого правительственная комиссия арестовала сотни людей, подозреваемых в причастности к хлыстам. Более трехсот человек приговорили к каторжным работам, избиениям, увечьям ноздрей и языка, а многих заключенных отправляли в ссылку в Сибирь и Оренбург. Однако хлыстов это не остановило. Некоторые из ссыльных начали распространять движение по Сибири. Популярность хлыстов распространялось не только среди крестьянства, но и среди «разных чинов людей». Существовали целые монастыри, мужские и женские, поголовно уклонявшиеся в хлыстовщину.

В этой «ереси были многие князья бояре, боярыни и другие разных чинов помещики и помещицы; из духовных лиц архимандриты, настоятели монастырей».

В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре, в котором они пользовались влиянием среди монашествующих.

Подозреваемым в хлыстовстве, в своё время, был и Григорий Распутин. Дважды, в 1903 и 1907 годах он подвергался обвинению в распространении хлыстовской ереси Тобольской духовной консисторией. Оба расследования были закрыты без каких-либо доказательств, но народная молва продолжала связывать Распутина с сектой.

Григорий Ефимович Распутин
Григорий Ефимович Распутин

В XIX веке, вследствие увлечения масонством и мистицизмом интерес к хлыстовству стали проявлять представители высших слоев общества. В симпатиях к секте были замечены масон, издатель «Сионского вестника» Александр Лабзин, художник Владимир Боровиковский, целый обер-прокурор Святейшего синода, позднее министр народного просвещения, доверенное лицо Александра I князь Александр Николаевич Голицын. Философ Василий Васильевич Розанов написал книгу «Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество» и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. В молодости к хлыстам принадлежал и поэт Николай Алексеевич Клюев. Исследователи народнического и социал-демократического направлений искали в религиозных сектантах, в том числе хлыстах, опору для борьбы с самодержавием.

В советский период, в результате антирелигиозной политики, наряду с официальной православной церковью стали постепенно редеть и исчезать сектантские общины. Хлыстовцы некоторое время продолжали существовать, постепенно исчезнув к 50–60-х годам ХХ века. В нынешнее время, на просторах России вновь появляются псевдорелигиозные объединения, причисляющие себя к последователям того самого хлыстовства. Однако явление это не столь массовое и на фоне других, более страшных и опасных сект современной России, редко попадают под внимание власти и населения.