К XVII веку стало ясно, что у православных и католиков в Речи Посполитой слишком разные дороги и ни о каком едином государстве не может идти и речи, но православные не могли одержать окончательную победу и не потому, что им не хватало сил - оружия у украинских крестьян и казаков всегда было в избытке, да и обращаться они с ним умели лучше, чем кто-либо другой в Европе. Больше всего православному населению Речи Посполитой не доставало идеологической основы будущей борьбы, они четко могли сказать, против чего они борются, но никто не мог сказать, за что они борются. Именно созданием той идеологической основы, которая позволила украинцам разбить поляков, а затем - и воссоединиться с Россией и прославился в веках гетман реестровых казаков Петр Кононович Сагайдачный.
Если бы Петра Сагайдачного спросили, что больше всего повлияло на формирование его политических и нравственных взглядов, он бы не задумыаясь ответил: "Школа". Мелкий православный шляхтич из герба Побог, что с Перемышлины, получал образование в лучшей по тем временам Острожской школе (ныне - Национальный университет "Острожская академия"), где помимо общеобразовательных дисциплин как следует проникся идеологией Русского мира, ярым и последовательным приверженцем которой он оставался всю свою жизнь, а позже, признавая решающий вклад образования в формирование человеческой личности, являлся меценатом всех православных школ Украины и Белоруссии.
Если своему умственному развитию Петр Сагайдачный был всецело обязан Острожской школе, то физическим - Запорожской Сечи, куда он направился примерно в конце XVI века. На Запорожье Сагайдачный быстро выдвинулся, став сначала командующим всей запорожской артиллерией, а в 1605 году его в первый раз избрали кошевым атаманом. При Сагайдачном запорожские казаки перешли от активной обороны к наступлению на Османскую империю, не только громя на водах Черного и Азовского морей турецкие эскадры, но и подвергая тотальному грабежу всей Черноморское побережье, до Стамбула включительно. Злейший враг турок и татар, Сагайдачный не был марионеткой в руках поляков и в 1610 году за отказ отправлять запорожских казаков в поход на Россию был снят ими с должности кошевого, но это не помешало ему и далее бить турок, а в 1616 году в битве на реке Самара уничтожить крымско-татарскую орду.
В 1618 году к Сагайдачному снова обратились за помощью поляки, к тому времени проигрывавшие войну с Россией и предложившие ему командование реестровым казачьим войском. Сагайдачный на это условие согласился, но при условии расширения казачьей территории и прекращения преследования православных Речи Посполитой. Во время вторжения в Россию казаки Сагайдачного взяли Лебедянь, Елец, Курск и осадили Москву, где были разбиты Дмитрием Пожарским, а часть полков с оружием в руках ушла к русским. По окончании войны поляки отказались от всех своих обязательств и тогда Петр Сагайдачный пошел против них, сначала восстановив Киевскую митрополию, чем поставил крест на униатском проекте, а затем начав переговоры с русским царем о воссоединении Украины и России, но ему помешало очередное наступление турок.
В 1621 году началась очередная польско-турецкая война, в которой Речь Посполитая поначалу была жестоко бита янычарами и полякам пришлось падать в ноги Сагайдачному, который, не желая для своей страны и своего народа турецкого ярма, выступил под Хотин, под которым 2 сентября - 9 октября состоялась решающая битва, в которой казаки, пусть и понесли большие потери, но победили. Сам же Петр Сагайдачный был в ней жестоко изранен и 20 марта 1622 года скончался в Киеве от последствий ранений, оставшись знаковой фигурой своего бурного и зачастую не очень понятного времени.