Найти в Дзене
Architecture & design

Концепция ландшафтного проетирования

Оглавление

Концепция, от лат. «conceptio» – «система понимания».

Концепция – это главная идея будущего проекта.

Концептуальное предложение необходимо для формирования первого представления об особенностях проекта, о сложностях его проектирования и предварительной оценки стоимости реализации.

Концепция ландшафтного проекта позволяет оценить потенциал места и увязать в едином архитектурном решении творческие идеи, пожелания заказчика, материалы и строительные нормативы.

Основное требование к концепции – это наглядность, выразительность, легкость восприятия и соответствие нормативным требованиям.

Цели и задачи ландшафтной концепции

Задачи:

• определение направления развития проекта,

• определение процесса творческой мысли,

• наполнение проекта смыслом,

• объединить общей идеей все составляющие элементы проекта,

• решение выявленных проблем и ограничений в процессе проектирования.

Цели:

• вступить в диалог с заказчиком, донести главную идею проекта,

• обозначить пути решения творческих задач,

• обеспечить основу для дальнейшего процесса проектирования и принятия решений.

Способы изображения концепции

Концепция - это схематический образ идеи, который выполняется в виде: рисунка, эскиза, плана или другого доступного проектировщику способа визуализации.

Изображение концепции должно быть:

• простым, четким и ясным,

• хорошо читаться,

• отображать форму и организацию пространства.

Концепция - позволяет формулировать вопросы, отвечая на которые мы направляем процесс проектирования.

Френк Гери, концепция проекта музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания
Френк Гери, концепция проекта музея Гуггенхайма в Бильбао, Испания

Основные составляющие концепции проекта:

• место расположения объекта,

• задание на проектирование,

• типология ландшафтного объекта,

• личность заказчика ландшафтного проекта.

Место расположения объекта

Отправная точка для любого концептуального проектирования, поэтому сбор информации о местности проводится до начала проектирования. Мы анализируем:

  • основные составляющие концепции проекта историю места;
  • благоприятные и неблагоприятные виды;
  • существующие постройки;
  • градостроительную ситуацию;
  • особенности существующего рельефа климатические условия;
  • ветровую нагрузку;
  • инсоляционный режим; почвенные условия;
  • гидрологический режим; существующую растительность.
Променад на Крымской набережной в парке «Музеон» в Москве, арх.бюро Wowhaus
Променад на Крымской набережной в парке «Музеон» в Москве, арх.бюро Wowhaus

Основной архитектурный элемент оформления набережной — волна: в этой форме сделаны скамейки, пешеходные и велосипедные зоны, образующие искусственный рельеф.

Парк условно делится на четыре зоны: пространство под мостом, зону художников с павильоном «Вернисаж», Фонтанную площадь и Зеленые Холмы. Все зоны спланированы с учетом того, как они воспринимаются с воды и противоположного берега.

-3
-4
-5

Задание на проектирование

Это список элементов, пространств и требований к ним, которые должны быть учтены в проекте (расположение, площадь и пр.).

Задание на проектирование составляется на основе анализа местности и интервью с заказчиком и является средством коммуникации между проектировщиком и заказчиком.

Гора приключений, часть туристско-рекреационного проекта be-MINE, Бельгия
Гора приключений, часть туристско-рекреационного проекта be-MINE, Бельгия

Концепция этого проекта была сформирована на основании задания городских властей: придумать новую функцию к 60-метровой горе из обломков горной породы и перестроить старые промышленные здания в культурный центр, где история города будет представлена в игровой форме.

-7
-8

Типология ландшафтного объекта

Формирование концепции предполагает определение типологии ландшафтного объекта и его использование:

• территории общественного назначения: зоны жилой застройки, скверы, бульвары, городские площади, придомовые территории;

• рекреационные территории: природные территории, лесопарки, парки, сады, набережные;

• территории специального назначения: детские сады, больницы, школы;

• частные территории постоянного проживания: сад при городском коттедже, загородном коттедже, таунхаусе;

• частные территории временного проживания: загородная усадьба, дача.

Типологическое исследование предполагает:

• изучение особенностей конкретного типа сада;

• изучение аналоговых решений;

• перечень решаемых в процессе проекта проблем.

-9

Личность заказчика ландшафтного проекта

Проектируя частные ландшафтные объекты мы основываемся на информации предоставленной заказчиком:

• убеждения и культура заказчика;

• стилистические предпочтения;

• образ жизни и стиль жизни заказчика и его семьи;

• бюджет проекта.

-10

Концепция вдохновения - место

Информация, полученная в ходе предпроектного анализа территории, может стать основой для концептуальных решений. К такой информации относят данные о природных или антропогенных факторах территории, характеристики которых могут быть использованы в концепции сада.

Концепцией могут быть любые элементы и характеристики: микроклимат, ландшафтный элемент, топография, контекст, история, границы, форма участка и дух места.

Можно работать с отдельными характеристиками места, развивая каждую в самостоятельную дизайн-концепцию, или с комплексом ландшафтных особенностей местности.

Hvidovre Strandpark - уникальный городской пляж в столичном районе Копенгагена, до которого можно легко добраться на велосипеде или на общественном транспорте, построенный на месте городской свалки, арх бюро VEGA landskab и скульптором Карин Лоренцен
Hvidovre Strandpark - уникальный городской пляж в столичном районе Копенгагена, до которого можно легко добраться на велосипеде или на общественном транспорте, построенный на месте городской свалки, арх бюро VEGA landskab и скульптором Карин Лоренцен
-12

Концепция вдохновения - архитектура

Существующие на территории будущего сада архитектурные постройки способны задать не только определённую стилистику, но и стать отправной точкой для концепции всего сада.

Это может быть характер взаимоотношений между архитектурой и природным окружением, визуальные и пространственные связи интерьера и экстерьера, созвучность в стилистике, формах, колористике подобранный материалов.

В ожидании пейзажа, ландшафтный арх. Эндрю ван Эгмонд, Нидерланды
В ожидании пейзажа, ландшафтный арх. Эндрю ван Эгмонд, Нидерланды
-14
-15
-16

Концепция вдохновения - пространство

Разработка концепции пространства или пространственной организации ведется на основе технического задания, где прописаны функциональные зоны и их габариты.

Для каждого функционального пространства должны быть найдены соответствующие ему размер, форма, материалы и возможное наполнение.

Характер использования пространства, личное, приватное или парадное, определяет его предназначение – для семьи или приема гостей, а также будет ли пространство открытым, закрытым или полуоткрытым.

Участок на горе Сонома, расположенный в заповеднике, в Калифорнии, арх бюро Hocker Design Group
Участок на горе Сонома, расположенный в заповеднике, в Калифорнии, арх бюро Hocker Design Group
-18

Концепция вдохновения - форма

Концепция сада может базироваться на использовании какой-либо формы, которая будет цитироваться в плоскостных и объёмных элементах сада.

Отправными точками концепции сада могут также стать отдельные свойства пространственной формы такие как: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, цвет, фактура и освещенность.

«Медовая поляна» - финалист флористического фестиваля «Цвет лета» 2019 года, г.Мытищи, ландшафтный арх.Астанина Н.В.
«Медовая поляна» - финалист флористического фестиваля «Цвет лета» 2019 года, г.Мытищи, ландшафтный арх.Астанина Н.В.
Растительные формы в работах бельгийского ландшафтного архитектора Жака Вирца
Растительные формы в работах бельгийского ландшафтного архитектора Жака Вирца
-21

Концепция вдохновения - природа

Выбирая природную концепцию развития проекта мы можем двигаться в нескольких направлениях:

• использование декоративных особенностей растений, их морфологических характеристик (сезонные этапы декоративности, колористическая гамма, биологические формы растений)

• природные сады: эко-сады и парки, сады в природном стиле, естественный сад-биотоп, пермакультурный сад, органические сады, сады-прерии.

Сад дюн, ландшафтный арх. Эндрю ван Эгмонд, Нидерланды
Сад дюн, ландшафтный арх. Эндрю ван Эгмонд, Нидерланды
Дары природы, концепция внутреннего двора посольства Бразилии в Москве, ландшафтный арх.Астанина Н.В.
Дары природы, концепция внутреннего двора посольства Бразилии в Москве, ландшафтный арх.Астанина Н.В.

Концепция вдохновения - манифест

Манифест – это мировоззрение ландшафтного проектировщика.

Манифест транслирует его позиции и взгляды как на процесс проектирования и создания ландшафта в целом, так и на основные авторские подходы в дизайне. Жиль Клеман, французский ландшафтный архитектор говорит о своем видении садов так: «естественность – это главная идея, суть ее в том, что человек должен не насиловать природу, а лишь помогать естественному ходу вещей.

Главное правило садоводства – это не загрязнять природу: ни землю, ни воду, ни воздух. Если твой сад нуждается в удобрениях, искусственном поливе или машинах, значит, ты пошел наперекор природе, посадил что-то, что не может выжить самостоятельно. А это неправильно. Надо лишь создать условия природе, чтобы она сама искала свой путь. Она всегда удивляет, всегда придумывает что-то. И чаще всего делает это лучше, чем мы могли бы ожидать”.

Жиль Клеман, “Пейзаж третьего сорта” на крыше морской базы в Сен-Назаре
Жиль Клеман, “Пейзаж третьего сорта” на крыше морской базы в Сен-Назаре

Концепция вдохновения - метафора

Метафора выступает одной из составляющих метода образного ландшафтного дизайна.

Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.

Метафоры могут быть:

• природными – вода, растительность, рельеф, животные, времена года, солнечный свет, ветер, туман, рассвет и т.д.

• социальными – исторические образы, человеческие отношения, чувства, пол и т.д.

• эстетическими – живопись, музыка, танец, геометрия, символизм, скульптура, кинематограф, театр, балет, мода, архитектура, графика и т.д.

Использование метафор создает новый взгляд на среду и, тем самым создавая новые формы наполненные смыслом.

FIBER WAVE (Оптическая волна), 1995 г., автор проекта MAKOTO SEI WATANABE
FIBER WAVE (Оптическая волна), 1995 г., автор проекта MAKOTO SEI WATANABE
-26
BUGA 2019, сочетание природы и современных технологий.
BUGA 2019, сочетание природы и современных технологий.
Мемориальный фонтан Дианы, принцессы Уэльской, дизайнер Кэтрин Густафсон
Мемориальный фонтан Дианы, принцессы Уэльской, дизайнер Кэтрин Густафсон

Концепция вдохновения - символизм

Тридиционно объекты садового искусства наполнялись символами: японские, китайские, исламские сады, сады средневековья, парки барокко и маньеризма, пейзажные парки периода романтизма, посмодернистские ландшафты.

Как и метафора, символизм является частью метода образного ландшафтного дизайна.

Система символов в ландшафтном проекте должна быть понятна как проектировщику, так и будущим пользователям сада, но следует избегать буквальности и очевидности, которые не оставляют зрителям свободу интерпретации.

Если эти символы наблюдателем узнаются, читаются, возникает радость узнавания – это положительно влияет на восприятие объекта, и можно говорить о том, что он является красивым»

Сад космических размышлений в Шотландии, архитектор Чарльз Дженкс
Сад космических размышлений в Шотландии, архитектор Чарльз Дженкс
«Тюфелева роща» парк жилого квартала на территории бывшего завода «ЗИЛ», архитектурное бюро Джерри Ван Эйка
«Тюфелева роща» парк жилого квартала на территории бывшего завода «ЗИЛ», архитектурное бюро Джерри Ван Эйка