Концепция, от лат. «conceptio» – «система понимания».
Концепция – это главная идея будущего проекта.
Концептуальное предложение необходимо для формирования первого представления об особенностях проекта, о сложностях его проектирования и предварительной оценки стоимости реализации.
Концепция ландшафтного проекта позволяет оценить потенциал места и увязать в едином архитектурном решении творческие идеи, пожелания заказчика, материалы и строительные нормативы.
Основное требование к концепции – это наглядность, выразительность, легкость восприятия и соответствие нормативным требованиям.
Цели и задачи ландшафтной концепции
Задачи:
• определение направления развития проекта,
• определение процесса творческой мысли,
• наполнение проекта смыслом,
• объединить общей идеей все составляющие элементы проекта,
• решение выявленных проблем и ограничений в процессе проектирования.
Цели:
• вступить в диалог с заказчиком, донести главную идею проекта,
• обозначить пути решения творческих задач,
• обеспечить основу для дальнейшего процесса проектирования и принятия решений.
Способы изображения концепции
Концепция - это схематический образ идеи, который выполняется в виде: рисунка, эскиза, плана или другого доступного проектировщику способа визуализации.
Изображение концепции должно быть:
• простым, четким и ясным,
• хорошо читаться,
• отображать форму и организацию пространства.
Концепция - позволяет формулировать вопросы, отвечая на которые мы направляем процесс проектирования.
Основные составляющие концепции проекта:
• место расположения объекта,
• задание на проектирование,
• типология ландшафтного объекта,
• личность заказчика ландшафтного проекта.
Место расположения объекта
Отправная точка для любого концептуального проектирования, поэтому сбор информации о местности проводится до начала проектирования. Мы анализируем:
- основные составляющие концепции проекта историю места;
- благоприятные и неблагоприятные виды;
- существующие постройки;
- градостроительную ситуацию;
- особенности существующего рельефа климатические условия;
- ветровую нагрузку;
- инсоляционный режим; почвенные условия;
- гидрологический режим; существующую растительность.
Основной архитектурный элемент оформления набережной — волна: в этой форме сделаны скамейки, пешеходные и велосипедные зоны, образующие искусственный рельеф.
Парк условно делится на четыре зоны: пространство под мостом, зону художников с павильоном «Вернисаж», Фонтанную площадь и Зеленые Холмы. Все зоны спланированы с учетом того, как они воспринимаются с воды и противоположного берега.
Задание на проектирование
Это список элементов, пространств и требований к ним, которые должны быть учтены в проекте (расположение, площадь и пр.).
Задание на проектирование составляется на основе анализа местности и интервью с заказчиком и является средством коммуникации между проектировщиком и заказчиком.
Концепция этого проекта была сформирована на основании задания городских властей: придумать новую функцию к 60-метровой горе из обломков горной породы и перестроить старые промышленные здания в культурный центр, где история города будет представлена в игровой форме.
Типология ландшафтного объекта
Формирование концепции предполагает определение типологии ландшафтного объекта и его использование:
• территории общественного назначения: зоны жилой застройки, скверы, бульвары, городские площади, придомовые территории;
• рекреационные территории: природные территории, лесопарки, парки, сады, набережные;
• территории специального назначения: детские сады, больницы, школы;
• частные территории постоянного проживания: сад при городском коттедже, загородном коттедже, таунхаусе;
• частные территории временного проживания: загородная усадьба, дача.
Типологическое исследование предполагает:
• изучение особенностей конкретного типа сада;
• изучение аналоговых решений;
• перечень решаемых в процессе проекта проблем.
Личность заказчика ландшафтного проекта
Проектируя частные ландшафтные объекты мы основываемся на информации предоставленной заказчиком:
• убеждения и культура заказчика;
• стилистические предпочтения;
• образ жизни и стиль жизни заказчика и его семьи;
• бюджет проекта.
Концепция вдохновения - место
Информация, полученная в ходе предпроектного анализа территории, может стать основой для концептуальных решений. К такой информации относят данные о природных или антропогенных факторах территории, характеристики которых могут быть использованы в концепции сада.
Концепцией могут быть любые элементы и характеристики: микроклимат, ландшафтный элемент, топография, контекст, история, границы, форма участка и дух места.
Можно работать с отдельными характеристиками места, развивая каждую в самостоятельную дизайн-концепцию, или с комплексом ландшафтных особенностей местности.
Концепция вдохновения - архитектура
Существующие на территории будущего сада архитектурные постройки способны задать не только определённую стилистику, но и стать отправной точкой для концепции всего сада.
Это может быть характер взаимоотношений между архитектурой и природным окружением, визуальные и пространственные связи интерьера и экстерьера, созвучность в стилистике, формах, колористике подобранный материалов.
Концепция вдохновения - пространство
Разработка концепции пространства или пространственной организации ведется на основе технического задания, где прописаны функциональные зоны и их габариты.
Для каждого функционального пространства должны быть найдены соответствующие ему размер, форма, материалы и возможное наполнение.
Характер использования пространства, личное, приватное или парадное, определяет его предназначение – для семьи или приема гостей, а также будет ли пространство открытым, закрытым или полуоткрытым.
Концепция вдохновения - форма
Концепция сада может базироваться на использовании какой-либо формы, которая будет цитироваться в плоскостных и объёмных элементах сада.
Отправными точками концепции сада могут также стать отдельные свойства пространственной формы такие как: геометрический вид, величина, масса, положение в пространстве, цвет, фактура и освещенность.
Концепция вдохновения - природа
Выбирая природную концепцию развития проекта мы можем двигаться в нескольких направлениях:
• использование декоративных особенностей растений, их морфологических характеристик (сезонные этапы декоративности, колористическая гамма, биологические формы растений)
• природные сады: эко-сады и парки, сады в природном стиле, естественный сад-биотоп, пермакультурный сад, органические сады, сады-прерии.
Концепция вдохновения - манифест
Манифест – это мировоззрение ландшафтного проектировщика.
Манифест транслирует его позиции и взгляды как на процесс проектирования и создания ландшафта в целом, так и на основные авторские подходы в дизайне. Жиль Клеман, французский ландшафтный архитектор говорит о своем видении садов так: «естественность – это главная идея, суть ее в том, что человек должен не насиловать природу, а лишь помогать естественному ходу вещей.
Главное правило садоводства – это не загрязнять природу: ни землю, ни воду, ни воздух. Если твой сад нуждается в удобрениях, искусственном поливе или машинах, значит, ты пошел наперекор природе, посадил что-то, что не может выжить самостоятельно. А это неправильно. Надо лишь создать условия природе, чтобы она сама искала свой путь. Она всегда удивляет, всегда придумывает что-то. И чаще всего делает это лучше, чем мы могли бы ожидать”.
Концепция вдохновения - метафора
Метафора выступает одной из составляющих метода образного ландшафтного дизайна.
Метафора - это слово или выражение, употребляемое в переносном значении. Термин происходит от греческого слова μεταφορά («перенос») и был придуман еще Аристотелем.
Метафоры могут быть:
• природными – вода, растительность, рельеф, животные, времена года, солнечный свет, ветер, туман, рассвет и т.д.
• социальными – исторические образы, человеческие отношения, чувства, пол и т.д.
• эстетическими – живопись, музыка, танец, геометрия, символизм, скульптура, кинематограф, театр, балет, мода, архитектура, графика и т.д.
Использование метафор создает новый взгляд на среду и, тем самым создавая новые формы наполненные смыслом.
Концепция вдохновения - символизм
Тридиционно объекты садового искусства наполнялись символами: японские, китайские, исламские сады, сады средневековья, парки барокко и маньеризма, пейзажные парки периода романтизма, посмодернистские ландшафты.
Как и метафора, символизм является частью метода образного ландшафтного дизайна.
Система символов в ландшафтном проекте должна быть понятна как проектировщику, так и будущим пользователям сада, но следует избегать буквальности и очевидности, которые не оставляют зрителям свободу интерпретации.
Если эти символы наблюдателем узнаются, читаются, возникает радость узнавания – это положительно влияет на восприятие объекта, и можно говорить о том, что он является красивым»