«О мёртвом или хорошо, или ничего». Иногда добавляют «кроме правды». Считается, что эта фраза – дань греческой погребальной традиции, когда труп закапывали в сырую землю (без гроба) и выжидали 40 дней (за это время в том климате черви объедают плоть). Потом выкапывали, что осталось, отмывали кости от остатков тканей и при этом вспоминали про умершего всё плохое (отсюда фраза «перемывать косточки»). После чего кости выкладывали в семейный склеп (или, если человек уважаемый, закапывали под порогом дома, чтобы от злых духов охранял – поэтому не принято здороваться через порог и наступать на него).
В христианской традиции эта традиция трансформировалась в понятие чистилища – якобы душа 40 дней там на карантине, и выдать правду про неё всеведущему – уменьшить шансы на рай, поэтому о покойнике плохо не говорят.
Но православная церковь чистилище не признаёт, остаётся просто традиция, вообще ни к чему не привязанная.
Итак, о покойнике можно говорить что угодно, оставаясь в рамках культуры и объективности. За враньё и подлые слова об умершем накажет её высочество Судьба, сестра их высочеств Жизни и Смерти – кстати, они совсем не родственники ни Вере, Надежде и Любви, ни Правде и Кривде, ни сёстрам Тяжесть и Нежность.
Но вот о самом факте смерти – увы, нужно говорить «или хорошо, или ничего», потому что тут злословие относится уже не к покойнику, а к той самой её высочеству Смерти. Отделяем факт смерти от умершего этой смертью человека: и достойный человек может умереть глупой, недостойной смертью, и наоборот, кровопийца может умереть достойно. Перемываем косточки покойному – но не злословим о самой смерти. Относимся к ней с должным уважением. Никому не желаем смерти и не радуемся ничьей смерти.