Найти тему

Чем обусловлена важность предметно развивающей среды

Начнем пожалуй с того, что предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.

Актуальность создания предметно развивающей среды связана с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 

Главной целью предметно развивающей среды является создать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающуюся среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития при этом соответствовать ФГОС ДО.

1. Требования к предметно – развивающей среде.

В соответствии с пунктом 3.3 ФГОС дошкольного образования развивающая предметно пространственная среда должна

обеспечивать и гарантировать:

1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

2. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития; 

3. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

4. Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

В каждом дошкольном учреждении РППС должна стимулировать детей к новым знаниям, быть открытой для них. К созданию предметно развивающей среды есть определенные требования, описывающиеся во ФГОС

1.Она должна быть содержательно-насыщенной, то есть включать в себя игровой и методический материал по всем областям развития ребенка

2. Она должна быть трансформируемой – обеспечивать возможность изменения в зависимости от образовательных ситуации и интересов детей

3.Полифункциональность- обеспечивать разнообразное использование тех или иных предметов ,например мягкие модули.

4. Доступность- все материалы, игрушки и т.д должны находится в свободном доступе

5. Безопасность - все элементы должны соответствовать пожарной безопасности, быть надежными и соответствовать САН ПИН. Все элементы должны иметь необходимые сертификационные документ

6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

7. При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Так же следует помнить о целостности наполнения, для устойчивой реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей –социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие. Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).

2. Содержание группового пространства.

  Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Поэтому для организации пространства предлагается гибкое зонирование, которое подразумевает деление группы на отдельные зоны, уголки, центры :

 Уголок ряжения

 Спортивный уголок

 Театрализованный уголок

 Зона для экспериментальной деятельности

 Патриотический уголок

 Математическая зона

 Игровая зона

 Уголок изо деятельности

 Музыкальный центр

 Книжный уголок

 Центр конструирования

 Зона сенсорного развития

Рассмотрим их подробнее:

1.Уголок ряженья в обязательном порядке должен содержать костюмы и другую атрибутику для костюмированных постановок и сюжетно-ролевых игр. Здесь подойдут любые безопасные для детей предметы, такие как зонты, шляпы, сумочки и прочее. Кроме одежды и вспомогательных атрибутов стоит также обеспечить детей масками для представлений. Это могут быть маски животных, сказочных персонажей, в зависимости от тематики хороводных игр. Также необходимо позаботится о том, чтобы уголок ряженья мог свободно вместить в себя все костюмы и другие атрибуты.

    В уголке ряжения также могут быть все возможные коробки, где хранятся бусы, браслеты, сумки, платки и шарфы, венки с разноцветными лентами, пилотки, фуражки, галстуки, перчатки, шапки с бубонами. Все то что поможет детям преобразиться в самый интересный образ.

2. В спортивном уголке могут быть картотеки, иллюстрации видов спорта, мешочки с крупой, массажные коврики , канат, мячи, скакалки, обручи. Самое главное, чтобы весь материал соответствовал возрасту и был безопасен для детей.

3. В зависимости от возраста наполняемость зоны для экспериментальной деятельности сильно отличается, например: в младшей группе альбомы с тематическими картинками, природный материал: шишки, песок, листья деревьев, совки, безопасные зеркала. А уже в подготовительной группе могут быть колбы, мерные стаканы, разного вида крупа, микроскоп, подзорная труба, бинокль, лупы, часы.

Существует множество зон, уголков и центров, я перечислила и раскрыла лишь малую часть их.

.

Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном

учреждении

   Существует несколько компонентов развивающей среды :

1. Социальный компонент

 Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями;

 преобладающее позитивное настроение;

 авторитетность руководителей;

 степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

 сплоченность;

 продуктивность взаимоотношений.

2.Пространственно предметный компонент

 Среда должна быть достаточно сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

 Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя

от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

 Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны

ребенка, так и со стороны взрослого.

3 Психодидактический компонент.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это

оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного роста.

К сожалению, на данный момент многие педагоги воспринимают развивающую среду как некий фон педагогического процесса, они не продумывают общее зонирование, не соблюдают цветовые палитры, а также в силу боязни поломки или изначально неправильного построения РППС нарушают требования доступности убирая многие предметы и игрушки на верхние полки шкафов доставая их лишь изредка.

  Создание правильной развивающей предметно пространственной среды требует от педагога не малых сил и его педагогическую компетенцию. Ведь даже если одно требование нарушено это может привести к нарушению целостности группы в следствии чего у ребенка пропадет мотивация и стремление к собственному развитию в ДОУ. А главной целью любого педагога является не навредить ребенку, а дать ему все возможное для успешного развития полноценной личности и индивидуальности.