Начнем пожалуй с того, что предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.
Актуальность создания предметно развивающей среды связана с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, что подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Главной целью предметно развивающей среды является создать многоуровневую многофункциональную предметно-развивающуюся среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития при этом соответствовать ФГОС ДО.
1. Требования к предметно – развивающей среде.
В соответствии с пунктом 3.3 ФГОС дошкольного образования развивающая предметно пространственная среда должна
обеспечивать и гарантировать:
1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
2. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы и прилегающей территории, приспособленной для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
3. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
4. Создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в дошкольных образованиях для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.
В каждом дошкольном учреждении РППС должна стимулировать детей к новым знаниям, быть открытой для них. К созданию предметно развивающей среды есть определенные требования, описывающиеся во ФГОС
1.Она должна быть содержательно-насыщенной, то есть включать в себя игровой и методический материал по всем областям развития ребенка
2. Она должна быть трансформируемой – обеспечивать возможность изменения в зависимости от образовательных ситуации и интересов детей
3.Полифункциональность- обеспечивать разнообразное использование тех или иных предметов ,например мягкие модули.
4. Доступность- все материалы, игрушки и т.д должны находится в свободном доступе
5. Безопасность - все элементы должны соответствовать пожарной безопасности, быть надежными и соответствовать САН ПИН. Все элементы должны иметь необходимые сертификационные документ
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Так же следует помнить о целостности наполнения, для устойчивой реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей –социально -коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественное –эстетическое развитие. Наполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами необходимо помнить о том, что все предметы должны быть известны детям, соответствовать их индивидуальным особенностям (возрастным и гендерным) для осуществления полноценной самостоятельной и совместной со сверстниками деятельности. В РППС должны быть включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом).
2. Содержание группового пространства.
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Поэтому для организации пространства предлагается гибкое зонирование, которое подразумевает деление группы на отдельные зоны, уголки, центры :
Уголок ряжения
Спортивный уголок
Театрализованный уголок
Зона для экспериментальной деятельности
Патриотический уголок
Математическая зона
Игровая зона
Уголок изо деятельности
Музыкальный центр
Книжный уголок
Центр конструирования
Зона сенсорного развития
Рассмотрим их подробнее:
1.Уголок ряженья в обязательном порядке должен содержать костюмы и другую атрибутику для костюмированных постановок и сюжетно-ролевых игр. Здесь подойдут любые безопасные для детей предметы, такие как зонты, шляпы, сумочки и прочее. Кроме одежды и вспомогательных атрибутов стоит также обеспечить детей масками для представлений. Это могут быть маски животных, сказочных персонажей, в зависимости от тематики хороводных игр. Также необходимо позаботится о том, чтобы уголок ряженья мог свободно вместить в себя все костюмы и другие атрибуты.
В уголке ряжения также могут быть все возможные коробки, где хранятся бусы, браслеты, сумки, платки и шарфы, венки с разноцветными лентами, пилотки, фуражки, галстуки, перчатки, шапки с бубонами. Все то что поможет детям преобразиться в самый интересный образ.
2. В спортивном уголке могут быть картотеки, иллюстрации видов спорта, мешочки с крупой, массажные коврики , канат, мячи, скакалки, обручи. Самое главное, чтобы весь материал соответствовал возрасту и был безопасен для детей.
3. В зависимости от возраста наполняемость зоны для экспериментальной деятельности сильно отличается, например: в младшей группе альбомы с тематическими картинками, природный материал: шишки, песок, листья деревьев, совки, безопасные зеркала. А уже в подготовительной группе могут быть колбы, мерные стаканы, разного вида крупа, микроскоп, подзорная труба, бинокль, лупы, часы.
Существует множество зон, уголков и центров, я перечислила и раскрыла лишь малую часть их.
.
Особенности создания предметно-развивающей среды в дошкольном
учреждении
Существует несколько компонентов развивающей среды :
1. Социальный компонент
Взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями;
преобладающее позитивное настроение;
авторитетность руководителей;
степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
сплоченность;
продуктивность взаимоотношений.
2.Пространственно предметный компонент
Среда должна быть достаточно сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя
от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны
ребенка, так и со стороны взрослого.
3 Психодидактический компонент.
Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это
оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного роста.
К сожалению, на данный момент многие педагоги воспринимают развивающую среду как некий фон педагогического процесса, они не продумывают общее зонирование, не соблюдают цветовые палитры, а также в силу боязни поломки или изначально неправильного построения РППС нарушают требования доступности убирая многие предметы и игрушки на верхние полки шкафов доставая их лишь изредка.
Создание правильной развивающей предметно пространственной среды требует от педагога не малых сил и его педагогическую компетенцию. Ведь даже если одно требование нарушено это может привести к нарушению целостности группы в следствии чего у ребенка пропадет мотивация и стремление к собственному развитию в ДОУ. А главной целью любого педагога является не навредить ребенку, а дать ему все возможное для успешного развития полноценной личности и индивидуальности.