Трос – традиционный способ управления переключателями скоростей и тормозами велосипеда. Популярность тросиков обусловлена их простотой, надёжностью, дешевизной.
Впрочем, имеются и недостатки: любой трос постепенно растягивается, поэтому приходится периодически его регулировать. Если этого не делать – скорости будут плохо переключаться (с задержками, рывками, треском), тормоза – хуже тормозить (а с какого-то момента тормозная ручка начнёт упираться в грипсу и тормоз вообще перестанет работать). Кроме того, имеются ограничения на прокладку тросов – рубашка троса не должна загибаться слишком резко (рубашка – это трубочка, внутри которой проходит трос, как минимум часть своего «маршрута»)
Поэтому инженеры придумывают способы, как избавиться от тросов: успешно внедряются гидравлические тормоза, где усилия от ручки к тормозному механизму передаются через гидролинию (шланчик, заполненный специальной жидкостью); постепенно отвоёвывают долю рынка переключатели скоростей, где цепь между звёздами перекидывает электрический сервопривод (например Di2 от Shimano или Sram eTap). К сожалению, эти инновации стоят намного дороже классических тросовых механизмов и не лишены своих недостатков.
Так что велосипедные тросики с нами ещё надолго. А ведь им придумывают и новые применения. В частности, новомодный дроппер (регулируемый по высоте подседельный штырь) – тоже управляется тросом.
Трос – что может быть проще? Но в велосипедных тросах есть несколько нюансов, которые необходимо учитывать при их покупке и замене.
Самое важное – трансмиссионный трос (тот, который используется для управления переклюками) отличается от тормозного. Тормозной толще, чтобы выдержать большую нагрузку – 1,5-1,6мм против 1,1-1,2мм и у них разное плетение. Соответственно для этих тросов используется и разная рубашка. Не нужно пробовать использовать тормозные тросы вместо трансмиссионных и наоборот.
Так же тросы бывают простые стальные и из нержавейки, разного качества обработки – полированные или нет, покрытые полимером/тефлоном, отличаться количеством жил. Этим обусловлена разница в цене – от 50 руб. до 500 и дороже. Советую использовать только качественные тросы, особенно тормозные – ведь от них зависит ваша безопасность. Впрочем, в ситуации, когда порвётся трансмиссионный трос в 100км от дома тоже мало приятного – придётся возвращаться в режиме односкоростного велосипеда, причём, цепь перескочит на самую маленькую звёздочку кассеты.
Следующий нюанс – форма головки троса (иногда их называют ниппелем или упором). Она отличается для тормозных и трансмиссионных тросиков. А для тормозных тросов - разная для МТВ-велосипедов и шоссейных. Даже правильнее сказать, что особые тросы нужны для велосипедов, оснащённых дуал-контролами (они же пистолеты или комбошифтерами) – а это не только шоссейники, но и циклокросы, гравийники, туристические велосипеды (туринги).
Таким образом, имеется 3 вида головок тросов, не считая устаревших или эксклюзивных стандартов.
- Трансмиссионная, универсальная для MTB и шоссейных велосипедов, «цилиндрик», он же «ниппель 4х4 мм»
- Тормозная МТВ – «шайба» или «ниппель 7х6 мм»
- Тормозная шоссейный – «грибок»
Существуют универсальные тормозные тросы, где на одной стороне «шайба», а на другой «грибок». Тут перед использованием покупатель должен сам отрезать ненужный кончик.
Ну и последний нюанс – тросы продаются разной длины – более короткие (1,1-1,7 метра) для переднего тормоза/переклюка и длинные для заднего (от 1,8-2 метров). А самые длинные - от 3х метров - для велосипедов-тандемов.
Как правило, тросы маркированы – для MTB или шоссейного велосипеда (MTB/Road), тормозные или трансмиссионные (Brake/Shift), задние или передние (Rare/Front). Не забывайте, перед покупкой, убедиться что это именно тот трос, который вам нужен.