Как-то моя подруга спросила: "Какой книгой можно начать знакомство ребенка с историей блокады Ленинграда?" Я ответила, ни секунды не сомневаясь.
Внеклассное чтение я провожу так: задаю большое произведение на каникулы, а на первом уроке новой четверти мы его обсуждаем. Эту книгу мы читали в пятом классе, и все, кто прочёл, сказали: "Это лучшее, что мы читали до этого момента".
Когда я еду в Петербург, я часто перечитываю некоторые страницы этого произведения. Конечно, есть более "питерские" книги, более светлые и современные. Но мне ближе эта...
"Три девочки. История одной квартиры" Елены Верейской
Произведение состоит из двух частей. Действие первой начинается летом 1940 года, когда семья Наташи переезжает в новую комнату на Васильевском острове. На счастье девочки, в квартире есть ее ровесницы, Катя и Люся, которые на долгие годы становятся верными подругами.
Описание жизни коммунальной квартиры - Солёной Католюандо (что это - читайте сами!) - сплошное очарование. В коридоре устроена "классная": стол, стулья, полочки с книгами, альбомами, карандашами. Здесь девочки делают уроки, рисуют, болтают, собирая вокруг и взрослых. Ещё есть "разговорка" в старом чулане за занавеской. Тут очень здорово поплакать, когда не решается задача, или опозорилась перед новыми одноклассниками, или поссорилась с подругой. А можно просто поделиться тайной или молча посидеть, тесно прижавшись к плечу друга.
Девочки очень разные. Наташа активная, боевая, принципиальная. Катюша скромная, тихая, аккуратная, хозяйственная. Люся ленивая, смешливая, неглубокая, "белоручка". Впрочем, отличия в характерах вовсе не мешают девочкам общаться и дружить.
Взрослые тоже представляют разношерстную компанию. Родители Наташи под стать дочери - активные, компанейские, веселые. А их история любви (помните Вихрашку?), по-моему, намного романтичнее всяких "ромео и джульетт".
Анна Николаевна, как и Люся, смешливая и слегка безалаберная. Слесарь Яков, дедушка Кати, строгий, сдержанный, суховатый, но очень любящий внуков.
Ну а старый доктор - местная тайна, непонятный и загадочный.
Взрослые вместе готовят на общей кухне. Помогают друг другу и даже, с подачи девочек, решают вместе отпраздновать Новый год, который превращается в настоящий праздник. Придуманы ребусы и загадки, приготовлены угощения, составлена развлекательная программа.
Вот как весело встретили 1941! Значит, и весь год будет таким же праздничным и весёлым...
Следующая часть начинается 1 января... Только не 1941, а 42 года. И это уже совсем другая история! Нет больше просторной квартиры, а есть только две комнатки доктора, куда в поисках тепла перебрались все обитатели. Каждый по мере своих сил старается выжить и бороться с врагом. Мамы вместе с доктором работают в госпитале, слесарь - на заводе, без выходных и перерывов. Девочки носят воду из Невы, получают хлеб по карточкам, топят квартиру и готовят нехитрый ужин. Все это нам давно знакомо из уроков истории!
Но почему же тогда так щемит сердце, когда читаешь, как Наташа помогла старушке набрать из реки чайник воды, а потом довела до дома?
Как Люсю, давно переставшую смеяться и болтать без умолку, завалило при обстреле, как маленькая девочка, оказавшаяся с ней, называла ее тетей и этим давала силы сдержать слезы и храбро ждать помощи...
Как какой-то мальчишка украл у Кати кусок хлеба, только выданный в магазине, а потом Катя увидела, как он кормит им четырехлетнюю сестрёнку... Как доктор делит хлеб и львиную долю своего куска отдает младшему брату Наташи Тотику со словами: "Разве справедливо, что малыш умрет раньше никому не нужного старика?"
Вы спросите: что же тут светлого? А я отвечу так. Люди. Взаимовыручка. Мужество. Благодарность. Сила духа. Любовь. Я перечитывала повесть вчера, и не поверите, проплакала всю вторую часть. Такая сентиментальная, наверно. Впрочем, проплакала я и все четыре часа, что ходила по музею Блокады в Петербурге, а там ничего сентиментального не было... Зато были 125 г хлеба серого цвета...
И хорошо, что у повести счастливый финал. Такими и должны быть детские книги о блокаде - как будто картины, написанные крупными мазками, только контур, без мелких деталей. Конечно, есть "Блокадная книга" Адамовича и Гранина, где рядом с голодными все 1000 дней жили сытые. Есть "Война, блокада, я и другие" Людмилы Пожедаевой, где много о стратегических ошибках командования и зверствах некоторых жителей. Все это ребята прочтут...но позже. А для знакомства достаточно узнать вот это: люди выстояли, потому что были вместе и проявляли чудеса выдержки, стойкости, храбрости. И этой страницей нашей истории можно и нужно гордиться.
Читали повесть? Какой момент у вас самый любимый? Мой - про Вихрашку и про то, как девочек приняли в деревенском доме. Если моя статья вам понравилась, не поленитесь, поставьте "палец вверх": так я увижу, что не зря старалась, а система поймет, что вам интересны мои публикации, и будет их показывать и дальше.
#ссср #советская литература #литература ссср #детская литература #литература для детей #верейская
Спасибо, что прочитали!