Найти тему

Сочинение. Запомнившиеся страницы Куприна.

Рассказы и повести Куприна любимы многими советскими читателями. Мне этот писатель понравился своим стремлением проникнуть в глубину жизни, своей влюблённостью в земную красоту, утверждением идеала человека, воплотившего в себе все нравственные ценности. Прочитав некоторые страницы Куприна, их просто невозможно забыть.

Произведения Куприна отличаются особой свежестью, которая придаёт им оптимистическое звучание. Писатель отбросил тоску и уныние, присущие литературе того времени. В творчестве Куприна можно встретить любовь к жизни, упоение её красотой, критику писателя по отношению к социальному злу.

Есть у Куприна рассказ с символическим названием "Река жизни". В нём особенно проявились взгляды писателя на действительность, мы понимаем его мироощущение. Сюжет рассказа очень прост. Действие происходит в гостинице. Вульгарная обстановка, вульгарная хозяйка, её сожитель, неожиданный переполох, вызванный самоубийством студента. Куприн оживляет эту сюжетную схему, наполняя её содержанием. Произведение заставляет читателя задуматься над жизнью. Раскрытию характеров героев рассказа способствуют бытовые подробности: керосиновый чад, грязные занавески, бесструнная гитара и так далее. Бытовые зарисовки перерастают в картину социального бытия, мы смотрим на происходящее с какой-то незримой высоту. Куприн - любитель контрастов. Он устраивает неожиданную встречу мелочной жизни с настоящей трагедией. В тексте письма студента - самоубийцы каждая деталь имеет большое значение. Из письма мы узнаём, что этот молодой человек, воспитанный в нищете, пытался преодолеть в себе чувство рабского страха, но не смог. И вот трагическое решение безвольного, но искреннего человека - уйти из жизни. В последние минуты юноша думает о том, жизнь - это река, которая вбирает в себя все ручейки существования. И с надеждой, что эта великая река смоет все оковы рабства, студент уходит из жизни. А затем перед нами - снова хозяйка гостиницы, её сожитель и околоточный надзиратель. Они пьют водку, закусывают, танцуют. И последний мгновенный штрих рассказа - упоминание о теле студента в анатомическом театре. Так в обыкновенную бытовую историю врывается трагедия. В этом рассказе мы видим стремление Куприна понять человека, противопоставить пошлое серьёзному, определить, что придёт на смену нынешнему времени. Река жизни кажется однообразной, но она таит в себе и драматические неожиданности, и всевозможные причуды.

Разнообразие рассказов Куприна, их драматичность можно объяснить тем, что жизнь писателя была весьма нелёгкой. Жизнь и творчество Куприна неотделимы друг от друга. В основном он писал о том, что видел своими глазами, с чем сам соприкоснулся. Куприн склонен и к социальному анализу. В его произведениях можно встретить исковерканных жизнью людей.

Одна из основных тем творчества Куприна - армейская среда, очень хорошо знакомая писателю. Именно к этой теме относится рассказ "Дознание", в котором вступает тир человека, страдающего от уродства мира, но лишённого волевых качеств и не приспособленного для борьбы против социального зла. Здесь, как и во многих произведениях других писателей, можно встретить образ "ненужного, маленького" человека. Герой рассказа "Дознание", молодой офицер Козловский, вынужден производить дознание о краже рядовым пары голенищ и денег у солдата. Забитый и измученный обвиняемый сам не понимает, что он сделал. И между ним и гуманным офицером возникает неожиданная душевная связь. В рассказе показаны типы людей, характерные для армейских казарм - дикие, грубые, самодовольные и хитрые офицеры. Вообще, все "армейские" рассказы Куприна замечательны верой в русского солдата, который производит впечатление неунывающего, умного, немного грубоватого и нередко талантливого человека.

Одна из особенностей творчества Куприна - постоянное стремление увидеть во мраке жизни вечные нравственные ценности. Одной из таких величайших ценностей была для Куприна любовь. Писатель рассматривал её не только в плане обличения буржуазного общества. Эта тема была для него спасением от цинизма. Куприн верил в красоту и силу человека, поэтому тема любви не могла не увлечь его.

В рассказе "На разъезде" вначале не предвещается ничего возвышенного. В поезде супружеского пара - пожилой чиновник и его молодая жена, которой заинтересовался ехавший с ними в одном купе художник. Нет, это не история супружеской измены. Это встреча хороших людей с честной душой. Их тонкая интуиция помогла им быстро понять и оценить друг друга. Это светлый порыв двух молодых людей, которые внезапно поняли, что такой случай уже может не представиться, что судьба им послала то, о чём они давно мечтали. Финал рассказа очень дерзкий, но логический.

"Внезапно дерзкая мысль осенила Шахова.

-Любовь Ивановна! Люба! - сказал он, задыхаясь. -Садимся сейчас на этот поезд и обратно. Ради бога, милая. Ведь целая жизнь счастья, Люба!

Несколько секунд она молчала, низко опустив голову. Но вдруг подняла на него глаза и ответила:

-Я согласна."

Среди произведений Куприна, посвящённых теме любви, самым значительным является повесть "Олеся". Образ лесной девушки - это воплощение большого и чистого чувства. Олеся такая искренняя и непосредственная, что даже герой повести, довольно обычный человек, почти готов стать благородным и простым. Кроме Олеси - все участники событий - крестьяне, которые воспитаны в своей среде, скованы её законами. В этой повести, кроме любви, отразился и интерес писателя к жизни народа. Куприн обладал особенной чуткостью ко всему наивному и первозданному, поэтому так достоверно воссоздаёт образы крестьян и их неразрывную связь с природой.

Теме любви посвящён и рассказ "Суламифь". Это своеобразная поэма в прозе, в которой много дерзкого и смелого. Прекрасная история любви царя и простой девушки завершается трагически. Суламифь становится жертвой злых сил. Меч убийцы сразил Суламифь, но он не смог уничтожить памяти о ней и о её любви. Эта повесть - гимн женщинеЮ которая предстаёт перед нами в образе Суламифи. Каков бы ни был красив и мудр Соломон, перед нами выступает образ прекрасной молодой женщины.

Рассказы и повести Куприна, повествующие о любви, запоминаются особенно ярко. Запоминаются своей силой, красотой образов. Поистине Куприн - певец любви.

И ещё один рассказ Куприна о котором я хочу написать - "Гранатовый браслет". Этот рассказ запомнился мне больше всего своим своеобразием, убеждением, что "любовь сильна, как смерть".

Нам уже известен интерес Куприна к "маленьким" людям. Именно такого человека он сделал героем своего знаменитого рассказа "Гранатовый браслет". Желтков - трагическая фигура в этом рассказе, но он кажется несколько забавным. Своеобразие этого рассказа в постепенном и незаметном нарастании трагической темы. На первых порах увлечение Желткова кажется нелепым, даже смешным. Любовь чиновника Желткова чужда этой затаённости. Его нелепое поведение - просто внешняя неуклюжесть человека. Гибель Желткова не страшила. Любовь этого одинокого человека оказалась трагической. И княжна Вера, весьма сдержанная женщина, почувствовала, что её жизнь соприкоснулась с великой любовью, которой у неё никогда не было. Уходя из жизни, Желтков благославляет любимую: "Да святится имя твоё!" Княжна Вера поняла, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё". "Гранатовый браслет" раскрывает перед нами духовную и нравственную красоту простого человека. Чем ярче развёртывается перед нами история любви маленького чиновника, тем более ограниченным предстаёт духовный мир "хозяев жизни".

Ещё одна тема, которая привлекла меня в рассказах Куприна - родина. Была в жизни писателя полоса, когда он находился вдали от родины, тоска по России не покидала его никогда, она была мучительной. Тема родины, далёкой и бесконечно близкой, своеобразно разработана в рассказах и повестях Куприна, относящимся к годам пребывания на чужбине. Ему нравилось воссоздавать русские народные типы, нравилось мысленно бродить по русскому лесу. Рассказ "Ночь в лесу" - это рассказ, в котором точное описание переходит в лирику, реальное переплетается со сказочным. Из маленьких деталей, таких как "прелестный лучик", "писк юного соловья", почка с отклеившимся первым лепестком, возникает общее настроение счастья. Куприн боролся с эмигрантской судьбой, он и за границей продолжал своё служение русской литературе, и его вклад в неё даже в эти годы был огромен.

В творчестве Куприна проза гармонически сливается с поэзией. Куприн - обличитель всего тёмного и отжившего, певец красоты, горячо любящий русскую землю. Он оберегал чистоту и блеск русского слова, обогатил прозу, внеся в неё свои - купринские - темы и мотивы и этим способствовал усилению в неё элемента красочной занимательности.