Первый французский бронеавтомобиль на шасси полноприводного грузовика Auto-Mitrailleuse Jeffery-de Fabry
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Преодоление позиционного тупика требовало новых решений, главным препятствием для создателей боевой техники было требование всепроходимости. С обоих сторон линии фронта в итоге пришли к одному решению - на поле боя выживают только гусеницы. Но к 1916 году это было еще не очевидно, первые танки пошли в бой только в сентябре. Российская армия активно применяла колесные бронеавтомобили не только для поддержки и обороны коммуникаций на за линией фронта, как французы и британцы, но и непосредственно в боях.
Auto-Mitrailleuse Jeffery-de Fabry/Пулеметный бронеавтомобиль на шасси Джеффери
Страна: Франция
Изготовитель: Delaunay-Belleville/De Fabry
Год: 1916
Кол-во: 20?
Шасси: Jeffery Quad 4017
Двигатель: Buda, 5.1 L, 4L, 28 л.с.
Экипаж: 5 человек
Бронирование: 5-7 мм
Масса: 6150 кг
Вооружение: Hotchkiss modèle 1914
Эта статья капитальный ремастеринг старого материала опубликованного полтора года назад.
Традиционно первые броневики строились на шасси стандартных коммерческих грузовиков и легковых машин. Такие машины обладали условной проходимостью вне дорог - броневики конечно могли ездить вне дорог, как почти вся колесная техника того времени, но они не были "вседорожными" и двигаться в тяжелых условиях, а других на поле боя и не
было, не могли. При бронировании все запасы автомобиля по нагрузке и мощности обычно выбирались в ноль, то есть полная масса броневика сразу была предельной для шасси, а во многих случаях, чем особенно грешили британские производители броневиков, делавшие бронеавтомобили по заказам РИА, бронемашины сразу из ворот заводов выходили с перегрузкой. В итоге перетяжеленные броневики застревали там, где обычный грузовик на том же шасси мог двигаться, даже с грузом в кузове. Производители грузовиков по обе стороны океана уже ещё до войны войны предложили выход - полноприводные грузовики. Особенно удачными получились американские - Jeffery Quad и FWD Model B. Французские полноприводные машины - Латил, Панар и Рено были более узкоспециализированными - как артиллерийские тягачи, но так же как и американцы обладали завидной проходимостью. Тем не менее производители броневиков длительное время игнорировали этот класс машин, как шасси для создания боевых вооруженных машин. Только в 1916-м - 1917-м годах практически параллельно были созданы в России, США и Франции бронированные машины на полноприводном и полноуправляемом шасси американской фирмы Jeffery.
Почему в качестве шасси были взяты именно Джеффери, а не его более мощные американские или французские родственники? Сейчас это точно уже не узнать, но можно предположить, что Jeffery Quad 4017 был самым слабым и плохо применимым в качестве тягача тяжелой и средней артиллерии, куда в первую очередь направлялись тяжелые колесные тягачи. Только позднее во французской армии стали создаваться артиллерийские части, в которых дивизионные пушки перевозились на грузовиках Quad. Джеффери Quad, а в 1917 после смены владельца фирмы и Nash Quad поставлялись во все армии Антанты, они были простыми, имели полностью управляемые колеса и главное при этом оставались относительно легкими и компактными. Попытка построить броневики на едином специальном полноприводном шасси, которое можно использовать и для установки зенитных пушек, и для бронирования, и как тягача дорого обошлось германской армии. В итоге в Германии были созданы возможно лучшие колесные тягачи Первой мировой, но их армия так и не получила до конца войны боевых бронированных машин на колесном шасси. Противники стран центральной оси относились к вопросам поставки боевой техники проще и были готовы пустить в бой любой удачный образец, а не требовали идеала. Первыми начали бронировать Джеффери в Америке, как никак это была родина полноприводной машины. Итогом работы американских конструкторов стало серийное производство американо-канадского броневика, обычно называемого Jeffery-Russel Armored Car.
На Джеффери-Расселы, несмотря на удачную конструкцию, так и не попали на фронт, их применение ограничилось боевыми "действиями" в британских колониях - Ирландии и Индии. Гораздо более интересным было предложении российского офицера Поплавко, которое реализовалось в серию колесных танков - Блиндированных автомобилей "Джеффери" по проекту Поплавко, которые были предназначены для прорыва обороны противника.
В 1916 году французская армия уже не рассматривала колесные боевые для боевых действий непосредственно на поле боя. После увязания частей в позиционном тупике все автоброневые части были отведены во вторую линию и использовались для решения вспомогательных задач. Но обсуждение военного опыта и французской армии, и армий союзников не прекращалось, тем более, что сама дорожная техника стремительно эволюционировала. Французские военные пришли к такому же выводу о требованиях к перспективной боевой колесной машине поля боя, что и германское командование - бронеавтомобиль на полноприводном шасси с дополнительным задним постом управления и оружием, желательно размещенным во вращающейся башне. Одной из тактических задач, которые могли решать колесные машины по мнению французских военных было использование их в качестве командно-штабной машины и машины поддержки. Подразумевалось, что пехотный или артиллерийский командир, сидя в безопасности за броней будет наблюдать за полем боя, отдавать ценные указания, а иногда и поддерживать огнем из пулемета. Артиллерийский офицер Марк Фабри предложил специальную граненую башню, в которой были по кругу прорезаны относительно небольшие ромбовидные наблюдательные отверстия и была оборудована одна амбразура для пулемета. Фактически броневик Фабри был специализированной машиной артиллерийских наблюдателей. Для обеспечения необходимой мобильности было выбрано шасси американского Jeffery-Quad, оснащенное вторым постом управления и немного удлиненное. За проект переделки взялась Delaunay-Belleville. С фирмой сразу подписали контракт на 20 машин.
В конце сентября 1916 года прототип Auto-Mitrailleuses Jeffery-de Fabry был поставлен в Centre d'instruction des automitrailleuses et auto-canons (CIAM), учебный центр, фактически скопированный с российской 1-й Учебной автомобильной роты, которая в реальности несмотря на своё название отвечала за оснащение РИА боевыми колесными машинами. CIAM был не только учебным, но и испытательным центром для автоброневой техники во Французской армии. Всего в 1916-м году Делоне-Бельвиль переделал в броневики 20 шасси Jeffery Quad 4017, которые к тому времени только начинали в массовых количествах поставляться в Европу, возможно для этого проекта шасси было заказано отдельно.
Уже первые испытания показали, что броневик не удался. Плохо было всё. Бронированный корпус получился тяжёлым и высоким - полная масса в 6,15 тонн была чрезмерной для этого шасси. Мощность двигателя была недостаточной. Противопульное бронирование недостаточным, так как у германской армии появились бронебойные пули для стандартных винтовок, которые с легкостью пробивали 5 мм броню. Из-за большой высоты броневик был склонен к опрокидыванию, а применение столь мощного пулемета, как Hotchkiss modèle 1914 было затруднено из-за недостаточной устойчивости боевой платформы. Вертикальная защита радиатора уже не могла считаться решением проблемы защиты, так как и самое главное преимущество - высокая проходимость было аннулировано большой массой машины. И если в 1914-м году такие машины бы бросили в бой, то в 1916-м военные уже были научены горьким опытом и оставили броневики в учебной школе, тем более, что на их базе было дешево и просто обучать даже экипажи танковых частей.
Стоит признать, что именно как КШМ или Машина командира артиллерийской батареи Auto-Mitrailleuse Jeffery-de Fabry несомненно могла бы удаться. Хорошая тактическая маневренность по твердым грунтам, большой удобный для работы бронекорпус, защита от случайных пуль и осколков, ещё бы добавить радиостанцию и специальные наблюдательные приборы и цены бы машине во второй линии не было. Но не срослось. Две машины из CIAM (center d`instruction des automitrailleuses) засветились в ходе парада перед дворцом в Версале, поэтому вопрос сколько реально машин из заказанных 20 было выпущено остается открытым. 20 броневиков слишком большая партия, что бы остаться только на одной фотографии. Вполне вероятно, что после производства двух машин было решено не портить шасси на бесполезные машины, но информации об этом нет.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
О других броневиках на шасси Джеффери и самой машине можно почитать здесь:
Колесный танк Поплавко. "Джеффери". 1916. Серийные "Слоны Ганнибала", так и не ставшие танками.
Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jefferey/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.
Полноприводный броневик от Джеффери. Jeffery-Russel Armored Car. 1915. Броневик для Канады отметился в Ирландии и Индии.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Другие материалы о французских броневиках Первой мировой войны можно почитать в канале здесь:
Французские броневики начала войны. Часть 8.0. Tracteur blindé Archer. 1915. Первое САУ Арчер.
Французские Броневики. Часть 28. de Ségur et Lorfeuvre (Panhard). Хорош только на первый взгляд.
Серийные митральезы. Часть 20. Autocanon Peugeout Mle 1915. Артиллерийский стандарт.
Французские броневики. Часть 16. Automitrailleuse Renault. 1914. Полуброневики от Рено.
Французские броневики. Часть 15. Automitrailleuse Vinot-Deguinguand. 1918. Колос на 6-ти ногах.
Французские броневики. Часть 12. Automitrailleuse Latil. 1918.
Французские броневики. Часть 11. De Dion-Bouton (Guye) модернизация. 1916. Лучшее враг хорошего.
Французские броневики начала войны. Часть 8. Auto-Mitrailleuse Archer. 1915. Частная инициатива.
Источники:
Francois Vauvillier - Tous les Blindes de L`Armee Francaise des origines a 1940, Histoire & Collections, issued in 2020, ISBN: 978-2-35250-528-0.
WWI The First Mechanized War Book, AK273 Publisher: AK-Interactive
2014
https://www.armedconflicts.com/Jeffery-de-Fabry-t206908#586509