Данных о нём не много, что естественно, ведь он жил в I веке по Р.Х. Был обращён в христианство святым апостолом Павлом и поставлен им в епископа города Афин.
Православная энциклопедия сообщает:
- По преданию, Иерофей ученик апостола Павла и 1-й еп. Афинский. Сведения об Иерофее содержатся главным образом в корпусе «Ареопагитик». В трактате «О Божественных именах» автор несколько раз упоминает, что Иерофей был его наставником в богословии, с которым они вместе присутствовали при успении и погребении Пресвятой Богородицы.
- Византийский церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста святителя Иувеналия, патриарха Иерусалимского (422-458), вкладывает рассказ об Успении Пресвятой Богородицы и взятии Её тела на небо.
- Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, 2-ю проповедь прп. Иоанна Дамаскина на Успение Пресвятой Богородицы, где свт. Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах». Источником этих сведений служит т. н. «Евфимиевская история», по всей видимости, представлявшая собой описание Халкидонского Собора (451).
- Предположительное время составления этого источника - 2-я половина конца VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привел цитату из «Ареопагитик» от лица свт. Иувеналия.
- Допустимо также предполагать, что рассказ свт. Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь прп. Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком.
- Образ Иерофея вместе со священномучеником Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом византийской, а в последствии и древнерусской иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Её тело Христа.
- Эти сведения нашли отражение и в византийских синаксарях, в которых память Иерофея помещается 4 октября (17 октября н/ст.), на следующий день после памяти сщмч. Дионисия Ареопагита. Иерофей, подобно сщмч. Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью ап. Павла и ставший 1-м епископом Афинским.
Однако, по некоторым данным Православной энциклопедии первым епископом Афинским был Дионисий Ареопагит.
Учитывая скудость и противоречивость сведений об Иерофее, почерпнутых из довольно поздних источников: корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресвятой Богородицы, несомненным остается факт почитания мощей Иерофея на Востоке и на Западе. В Греции глава Иерофея хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей – в церкви св. Параскевы в Галаксиди.
#ерофеев день, память святого иерофея