Найти тему

Т-10, последний советский тяжелый танк, готовый к ядерной войне

T-10 (индекс ГАБТУ на стадии разработки и испытаний — Объект 730, первоначальное наименование — ИС-5, в 1952—1953 годах переименован в ИС-8, 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10) — советский тяжёлый танк. Последний (десятый по счёту), наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Производился серийно в 1954—1966 гг. Состоял на вооружении Советской армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже ВС России только в 1993 году. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 — десятый по счёту принятый на вооружение Советской Армии серийный тяжёлый танк. Также, из названия танка было исключено "Иосиф Сталин" в связи со смертью И.В.Сталина в марте 1953 года и сворачиванием его культа личности.

История создания

Первые разработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил Челябинский Опытный завод № 100 под руководством Жозефа Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение было отдано другим моделям — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, было решено вновь возвратиться к теме создания ИС-5. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка 50 тоннами. Танк был принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860—1215 от 28 ноября и Приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 года под обозначением Т-10. Серийно производился на ЛКЗ (Т-10 (объект 730), также существовали модификации: Т-10А, Т-10Б, Т-10К и Т-10М и на ЧТЗ Т-10М в период с 1953 по 1966 гг. По данным НАТО, было выпущено около 8000 ед. Т-10 всех модификаций (на самом деле около полутора тысяч).

Бронирование и орудие

-2

Корпус танка сваривался из катаных и штампованных броневых плит. Броня имеет рациональные углы наклона: лобовая часть корпуса выполнялась по схеме «щучий нос», угол наклона верхней лобовой детали толщиной 120 мм — 57 градусов к вертикали. Борта состоят из верхних наклонных и нижних гнутых деталей толщиной 80 мм и имеют переменный угол наклона от 60 до 0 градусов к вертикали. Башня литая, по форме напоминает перевёрнутое блюдце. Обводы башни оптимизированы для того, чтобы она с как можно меньшими последствиями выдерживала воздействие ударной волны ядерного взрыва.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3—4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2—3 выстрела в минуту.

Мобильность

В танке стоял двигатель В-12-5, он относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность. Мощность двигателя 700 л.с. при 2100 об/мин. Рабочий объём 38,8 л. Танк мог развивать скорость до 50 км/ч.

Конечна судьба машины

На базе Т-10 было разработано много разных модификаций и танков, Танк хорошо себя зарекомендовал и был выпущен в серийное производство. Однако данный о количестве машин разняться от 1500 до 8000 экземпляров. Т-10 стал временной машиной и должен был быть заменен на объект 777, но ему удалось пережить замену и объект остался на чертеже и модели масштабом 1;10. Сняли машину с вооружения в 1993 году, а с производства еще в 1966.

Информация взята из открытых источников. Если вам понравилась статья то можете ее оценить и подписаться :)

#танки #история #ссср #т-10