Найти в Дзене
Вячеслав Звягинцев

Неразгаданная тайна: так кто построил Беломорканал?

Этот вопрос так и остался для меня разрешенным не до конца...

Водный путь из центра России на север был известен с древних времен. Через Повенец и Сумский Посад пролегала "тропа богомольцев" к Соловецкому монастырю. А в XIX веке появились первые проекты канала, который предполагалось проложить в тех местах. Их было немало, но решение о его строительстве Совет Труда и Обороны СССР принял только в 1931 году.

Стройка была грандиозной! Даже по сегодняшним меркам - более ста сложнейших гидротехнических объектов. Общая длина новой водной дороги составила 227 км, из них искусственные пути - более 40 км. 19 шлюзов, 15 плотин, более 40 дамб, 12 водоспусков и другие гидротехнические сооружения.

Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, соединивший Белое море с Онежским озером, был открыт 2 августа 1933 года. Построили его в рекордно короткие сроки - менее чем за два года. Причем - при минимальных затратах. Сложной техники не было, инструмент использовался допотопный - кувалды, топоры, лопаты, тачки. В качестве материалов - дерево, камень, грунт, песок. А еще дармовая рабочая сила. Историки утверждают, что на строительстве канала постоянно работали около 100 тысяч заключенных. Путем их жесточайшей эксплуатации и удалось достичь невиданных темпов строительства. Нередко для сравнения приводят такой факт - Панамский канал длиной всего 80 километров строился три десятка лет. Среди заключенных «каналоармейцев», как их называли, высока была смертность, поэтому их отряд постоянно пополнялся.

Строительство Беломорско-Балтийского канала.
Строительство Беломорско-Балтийского канала.

По завершении строительства часть «зеков» щедро отблагодарили за самоотверженный труд. Постановлением от 4 августа 1933 были "полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человека, проявивших себя энергичными работниками на строительстве". В тот же день ЦИК принял еще одно постановление, в соответствии с которым высшего в стране ордена Ленина удостоились 8 человек. Прежде всего - заместитель Председателя ОГПУ Союза ССР Г.Г. Ягода, осуществлявший общее руководство строительством. Следом шли: начальники Беломорстроя Л.И. Коган и Н.А. Френкель, начальник Главного управления исправительно-трудовыми лагерями М.Д. Берман, его заместители С.Г. Фирин и Я.Д. Рапопорт, а также заместители главного инженера Беломорстроя К.А. Вержбицкий и С.Я. Жук.

Нас интересуют два последних человека из этого списка. Кто они? Как они попали в этот мрачный список людей, которых не без оснований называют причастными к массовой гибели строителей канала?

Читаем постановление, в котором указано - за что именно ЦИК принял решение их наградить:

«6. Жука Сергея Яковлевича - зам. главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение проектных работ.

8. Вержбицкого Константина  Андреевича - зам. главного инженера строительства  (был осужден  за  вредительство  по  статье 58-7 и освобожден досрочно  в 1932  году), одного из крупных инженеров, наиболее добросовестно относившегося к порученным ему работам».

Расшифровка заслуг вовсе не случайна[1] – они числились «зеками», обвиненными советской властью в контрреволюционном вредительстве.

К.А. Вержбицкий
К.А. Вержбицкий

Вначале о Константине Андреевиче Вержбицком. В книге «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина»[2], изданной в 1934 году, по поводу его судимости сказано следующее. Когда в Узбекистане вводили в строй канал, вода в него не пошла. Один из арестованных объяснил срыв пуска канала тем, что «неправильно учтен рельеф степи». Однако следствие с этим доводом не согласилось, установив, что перед проектированием канала «была проведена тщательная разведка трассы». Отсюда следовал вывод - вредили умышленно. И Вержбицкий вынужден был признать, что регулярно получал крупные суммы за вредительские акты. Он был осужден коллегией ОГПУ по статье 58-7 УК РСФСР и отправлен в ОКБ (Особое конструкторское бюро), в котором осужденные на разные сроки инженеры работали над проектом Беломорканала. Освобожден был досрочно в 1932 году. Оставшись работать в управлении «Гидрострой», входившем в систему НКВД, К.А. Вержбицкий в феврале 1941 г. стал его начальником. Орденом Ленина, как уже сказано, его наградили в 1933 году, но сам орден прислали на работу только 4 июня 1941 года – через три недели после смерти. К.А. Вержбицкого, скончавшегося 16 мая того же года.

С.Я. Жук
С.Я. Жук

О судимости Сергея Жука в постановлении ничего не сказано. Может быть потому, что за год до этого его тоже условно-досрочно освободили от наказания «для более эффективного использования на строительстве».

Это постановление было помещено в том же коллективном труде-панегирике советских писателей, под редакцией М. Горького, который А.И. Солженицын назвал "первым в русской литературе опусом, где прославлялся рабский труд". Называет он и фамилии тех, кто повинен в массовой гибели «каналоармейцев»: на откосах Беломорско-Балтийского канала впору было бы «выложить шесть фамилий - главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц, записав за каждым тысяч по тридцать жизней: Фирин - Берман - Френкель - Коган - Раппопорт – Жук…»[3]

Почему писатель включил Жука в число «главных надсмотрщиков Беломора»?

Какие-то основания для этого у него, видимо, были. Из книги «Сталинские стройки ГУЛАГа» можно узнать, что с 1931 года у С.Я. Жука исчислялся чекистский стаж, в 1938 году он стал дивинженером войск НКВД, в 1940 году, занимая должность заместителя начальника Главгидростроя НКВД, получил спецзвание старшего майора госбезопасности. А 22 февраля 1943 года, когда С.Я. Жук работал начальником Гидропроекта Главпромстроя НКВД, ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-технической службы[4].

Генерал С.Я. Жук
Генерал С.Я. Жук

Так кем же был Сергей Яковлевич Жук – чекистом и «наемным убийцей» или блестящим ученым и талантливым инженером, удостоенным многих орденов, Золотой Звезды Героя и двух Сталинских премий?

Однозначно ответить на этот вопрос непросто и сегодня…

Обратимся к его официальной биографии. Сегодня в любом справочнике и на любом сайте можно прочесть, что Сергей Жук родился 23 марта 1892 года в Киеве. Учился в Орловском кадетском корпусе. В 1914 году поступил в Петроградский институт гражданских инженеров, через год перевёлся на второй курс Института инженеров путей сообщения. Однако в связи с нехваткой офицеров был переведен в Алексеевское военно-инженерное училище в Киеве, которое окончил в ноябре 1916 года.

После окончания училища служил в саперном батальоне в Сибири. Во время Гражданской войны - в Белой армии. В 1919 году попал в плен и вскоре вступил в Красную Армию. Проходил службу преподавателем в нескольких военных школах. 10 января 1931 года, являясь преподавателем Полтавской пехотной школы, был арестован по обвинению в причастности к контрреволюционной офицерской организации и осужден судебной коллегией ОГПУ.

Между тем, до обнародования украинским историком Ярославом Тинченко архивных материалов по этому делу, приведенная биография относилась не к Сергею, а к Андрею Яковлевичу Жуку, проходившему по этому делу. А в официальной биографии академика и Героя Соцтруда Сергея Яковлевича Жука применительно к этому периоду его жизни имелся существенный пробел…

Тинченко писал, что Андрей проектировал канал и руководил работами по его строительству вместе с другими высококлассными военными инженерами. А далее отмечал: «Фигурирует Жук и в помпезном издании-панегирике о Беломорканале, изданном в 1935 году под редакцией Максима Горького. Книга насквозь лживая, многие факты и имена в ней умышленно искажены. Например, Андрей Яковлевич Жук там назван Сергеем Яковлевичем. И это не опечатка. Такие вещи ОГПУ-НКВД делал, чтобы замести следы: если кто-либо когда-нибудь вздумал бы найти какие-то подробные данные о Жуке, то неправильное имя сбило бы с толку. Так оно, кстати, и случилось: ни одному из исследователей до последнего времени так ничего и не удалось найти о гениальном строителе Беломорканала…»[5].

По состоянию на сегодняшний день – ситуация не изменилась. Фактом является лишь то, что Сергей (или Андрей) Жук, осужденный за вредительство, был направлен в группе осужденных инженеров на строительство канала. Работал там успешно и эффективно.

Тинченко пишет далее: «21 июля 1931 года на остров Котлас, а затем на Соловки из Полтавы была направлена небольшая партия заключенных — восемь бывших военных РККА. В том числе и Жук. Еще спустя четыре месяца в Медвежьегорске началось строительство. Как Андрей Яковлевич попал в фавор — неизвестно. Да и вообще история строительства Беломорско-Балтийского канала и роль в ней рабов-инженеров до сих пор не изучена. Тем не менее в деле Жука есть любопытная справка: 14 июля 1932 года его условно досрочно освободили для более эффективного использования на строительстве. Он стал заместителем главного инженера Беломорстроя, вторым человеком на строительстве канала. Если же учесть, что начальником работ был Н. А. Френкель — бывший зек, совершивший преступление по партийной линии, но совершенно не разбиравшийся в строительстве, то можно смело утверждать, что реальным руководителем стройки являлся Жук».

Н.А. Френкель
Н.А. Френкель

Между тем, концовка очерка Я. Тинченко кажется нелогичной. Ясно, что речь идет об одном и том же человеке. Но он пишет, что дальнейшая судьба Андрея Яковлевича, к сожалению, неизвестна: «Пока же Андрей (он же — Сергей) Жук числится пропавшим без вести. Скорее всего, он погиб в ГУЛАГе».

Почему столь неожиданный вывод сделан историком – непонятно.

После Беломора Сергей Жук в качестве главного инженера был откомандирован на строительство канала Москва-Волга, который должен был соединить две реки. В основном силами заключенных Дмитлага ОГПУ-НКВД предстояло прорыть 128 километров от гор. Дубна до московского района Тушино и соорудить на этом участке водного пути более 200 различных гидротехнических сооружений. По окончании строительства Москва стала снабжаться чистой волжской водой и именоваться портом пяти морей.

С.Я. Жук вовсе не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, вынужден был проектировать и создавать свои грандиозные гидротехнические объекты с учетом использования дармового и неквалифицированного труда заключенных. Поэтому винить его в этом нет оснований. Тем более, что он не занимался вопросами организации труда заключенных и в основном решал технические проблемы. Конечно, от вопросов нравственного порядка никуда не уйти. Но, полагаю, в истории С.Я. Жук все же останется не палачом и убийцей, а гидростроителем с мировым именем.

Инженер-геодезист и писатель С.М. Голицын вспоминал: «Всех, кто знал знаменитого впоследствии гидротехника и академика, поражала его способность сразу схватывать самую суть вопросов. Плотный, склонный к полноте, с темными, поразительно живыми глазами, он очаровывал многих. Никакого отношения к порядкам Дмитлага, к заключенным он не имел, был инженер до кончиков ногтей, изредка вызволял из-за колючей проволоки отдельных специалистов раньше срока»[6].

Открытие канала состоялось в июле 1937 года. К этому времени главный куратор строительства Г.Г. Ягода был уже арестован как «враг народа» и сдавать канал в эксплуатацию пришлось новому наркому внутренних дел Н.И. Ежову. Он и подписал 15 мая приказ о награждении главного инженера С.Я. Жука «за исключительные заслуги по строительству канала» Москва» легковой автомашиной ЗИС». А 2 сентября приказом НКВД № 369 в городе Куйбышеве было организовано Управление строительства Куйбышевского гидроузла (СКГУ) и Самарского лагеря НКВД. Дивинженер С.Я. Жук был назначен руководителем строительства и главным инженером. Там над ним вновь сгустились тучи.

Вид на плотину Куйбышевского гидроузла
Вид на плотину Куйбышевского гидроузла

В январе 1939 года первый секретарь Куйбышевского обкома партии Н.Г. Игнатов направил в Москву докладную записку, адресованную в том числе Л.П. Берии, в которой он обвинил С.Я. Жука в слабой организации работ на гидроузле:

«Теперь, когда мы подошли к подведению итогов работы 1938 года, натолкнулись на целый ряд серьезнейших фактов провала строительства, вскрыли огромную засоренность среди командного состава строительства и огромную засоренность среди работников III отдела НКВД, обслуживающего строительство Гидроузла…

Мы считаем, что все это происходит потому, что командный состав строительства очень сильно засорен политически сомнительными людьми, судимыми в прошлом за контрреволюционную деятельность…».

Далее приводились конкретные примеры:

Зам. главного инженера Костров И.Н. - сын потомственного гражданина, неоднократно бывал за границей;

Пом. главного инженера, и он же начальник отдела инженерной геологии, Семенцов В.А., пользующийся безграничным доверием т. Жука, состоял в партии кадетов, проводит вредительскую работу в области геологии;

Начальник планово-производственного отдела Арцыбушев М.Н. - сын дворянина, помещика, проходил как участник контрреволюционных шпионских организаций;

Начальник отделения планово-производственного отдела Боболович Н.П., бывший офицер царской армии и белой армии, судимый в 1929 году за контрреволюционную пропаганду....

Всего, отмечалось в докладной, из 8900 чел. вольнонаемных, работающих на Гидроузле, 466 человек – «бывшие осужденные до 58 статье за контрреволюцию, причем не менее 100 из них находятся на крупнейшей руководящей работе».

В июне 1939 года всё руководство СКГУ во главе с С.Я. Жуком было вызвано к Л. Берии «на ковер». Он устроил разнос, Жуку был объявлен строгий выговор, но до суда дело не дошло.

После этого Сергей Яковлевич Жук построил еще немало гидротехнических сооружений, в том числе Волго-Донской судоходный канал им. Ленина.

В 1957 году, в год кончины С.Я. Жука, институту "Гидропроект"[7] (высотка на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе в Москве), которым академик руководил 15 лет, было присвоено его имя.

Институт "Гидропроект".
Институт "Гидропроект".

[1]Расшифровка сделана лишь для них и еще – для Н.А. Френкеля,  амнистированного  ЦИК  Союза ССР в  1932  году  со снятием  судимости.

[2]Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства 1931-1934 гг, ОГИЗ — Государственное издательство — «История фабрик и заводов»».

[3] Солженицын А.И., Архипелаг ГУЛаг. М., 1991, Т. 2 (части 3 и 4)», С. 51-56.

[4] Сборник «Сталинские стройки ГУЛАГа» 1930-1953, М., Материк, 2005

[5] Очерк Я. Тинченко «Создатели Беломора», Киевские ведомости, №244, 5 ноября 2002

[6] Голицын С.М. Записки уцелевшего. М. Орбита. 1990. с. 659-660.

[7] Коллектив института “Гидропроект” был сформирован в начале 30-х годов на базе проектных отделов Управления строительства канала Москва-Волга. С.Я. Жук был его первым начальником. “Гидропроект” стал единственной в стране проектно-изыскательской организацией, объединившей в своём составе кадры гидроэнергетиков всех предшествующих организаций этого профиля.