Найти тему

Русский авангард: искусство или нет?

Авангардизм есть шутовская по форме, но серьёзная по содержанию подрывная деятельность против разума и морали, а не просто эстетские штучки отдельных умников.
Александр Якимович

Какие же предпосылки того, что в наших патриархальных кругах выстрелило такое неоднозначное явление как авангардизм, также известное как " русский авангард?" Патриархальность, в частности.

Авангардизм - явление, позиционирующее себя как способ менять мышление и жизнь в целом, где фигура творца важнее, чем то, что он делает.

Сколько нужно времени, чтобы создать "Чёрный квадрат"? Минута, час? К. Малевич шёл к этому 2 года. Под чёрным квадратом скрываются ещё две картины: одна из них - цветная кубофутуристическая композиция. Кубофутуризм - путь Малевича от предметного к беспредметному. Другая картина в этом стиле - "Голова крестьянской девушки", написанная за 2 года до "Чёрного квадрата"(1913 год ) . Наш мозг хочет различить на ней черты лица, глаза, платок, но на самом деле это чистая геометрия...Дальше, ему приходит мысль: А что будет, если в произведение добавить больше надписей и предметов? Это он пробует уже в новом стиле - Алогизме, пример : "Англичанин в Москве". После чего: А что если убрать всё? "Чёрный квадрат"(1915 год) - это ноль искусства, раз искусство - всё , значит может быть и - ничего. Из этой "тьмы" Малевич создаёт новую живопись - Супрематизм, геометрическую абстракцию без обломков реального мира. На картине не изображали ничего конкретного.

В. Кандинский же пишет экспрессивную абстракцию. Это значит, что каждое движение кисти на холсту, это чувство или ощущение, которое художник хочет вызвать у зрителя. Кандинский считает, что от светло жёлтого во рту станет кисло, от тепло-красного вы возбудитесь, а от киновари почувствуете раздражение. Его труд " О духовном в искусстве" (1912 год ) читается как рецепты в кулинарной книге.

Вообще, художественный манифест пишет каждый уважающий себя авангардист. Если искусство - интеллектуальный подвиг, то красок и холста уже недостаточно, нужна теория и она куда важнее картины. Сколько новых идей, столько и направлений: кубофутуризм, супрематизм , органическая абстракция, алогизм, лучизм, примитивизм, всёчество, линиизм, аналитизм.

-2

После революции(1920-1932)

За революцией в искусстве следует настоящая, октябрьская. Художники пытаются найти себя в перевернувшейся реальности. (Б. Кустодиев) Кто-то находит новые темы, а кто-то новую форму. (К. Юон) Довольно быстро власть пойдёт им навстречу. Марк Шагал спускается с витебских небес на витебскую землю, оформляет родной город к 1-ой годовщине революции.

-3

Там же, Малевич создаёт коммуну художников, и хочет заменить старую религию новой - супрематизмом. ( 1919 год) Левые художники авангардисты хорошо принимают революцию, она ведь тоже левая социалистическая . Они хотели создавать мир заново. Через несколько лет авангард становится официальным искусством новой России. В 20-ые младшее поколение авангардистов придумает конструктивизм: зачем нужны философские теории, раз революция уже победила? Давайте транслировать её конкретную идеологию. Новое искусство создаёт ощутимые вещи и хочет быть массовым и полезным. Конструктивисты делают посуду, ткани, мебель, шрифты, плакаты , здания...

АХРР пишет историю новой страны дедовским способом, как в 19 веке.

ОСТ и "Круг художников" , говорят, что нужны не скучные учителя, а яркие молодые строители будущего. В дальнейшем рождается соцреализм и другие производные течения.

А как вы относитесь к авангарду? Пишите в комментариях.