Найти в Дзене
Околотеист

Парк Little Island в Нью-Йорке. Успех или ошибка.

Тем людям, кому довелось побывать в Нью-Йорке, не чужды разговоры о джунглях из стекла и бетона. Не большой участок травы, здесь, как глоток свежего воздуха, что уж говорить, если это роща из высоких лиственных деревьев. Если к озеленению добавить несколько фургончиков с едой, мест для развлечения, несколько точек с замечательными видами на панораму Манхэттена, то получится добротный парк. Но обычный парк, это банально. Почему бы не поставить его на сваях? Прямо над водой. Использовать безликие столбы было бы банально, куда лучше будут смотреться современные инженерно-архитектурные решения. В итоге получаем совершенно не превзойденный парк, не имеющий аналогов в Нью-Йорке. Идея, такого, парка возникла в голове Томаса Хезервика, невероятно талантливого, английского дизайнера и основателя лондонской дизайнерской студии Heatherwick Studio. Спонсорами выступили - председатель совета директоров медиа корпорации InterActiveCorp Барри Диллер, и его жена, модельер еврейского происхождения, Дай
Студия описала проект как «возможность переосмыслить то, чем может быть пирс», но, поднявшись выше уровня потенциального наводнения, Little Island чувствует себя полностью отключенным от городской конъюнктуры
Студия описала проект как «возможность переосмыслить то, чем может быть пирс», но, поднявшись выше уровня потенциального наводнения, Little Island чувствует себя полностью отключенным от городской конъюнктуры

Тем людям, кому довелось побывать в Нью-Йорке, не чужды разговоры о джунглях из стекла и бетона. Не большой участок травы, здесь, как глоток свежего воздуха, что уж говорить, если это роща из высоких лиственных деревьев. Если к озеленению добавить несколько фургончиков с едой, мест для развлечения, несколько точек с замечательными видами на панораму Манхэттена, то получится добротный парк.

Но обычный парк, это банально. Почему бы не поставить его на сваях? Прямо над водой. Использовать безликие столбы было бы банально, куда лучше будут смотреться современные инженерно-архитектурные решения. В итоге получаем совершенно не превзойденный парк, не имеющий аналогов в Нью-Йорке.

Идея, такого, парка возникла в голове Томаса Хезервика, невероятно талантливого, английского дизайнера и основателя лондонской дизайнерской студии Heatherwick Studio.

Томас Хезервик
Томас Хезервик

Спонсорами выступили - председатель совета директоров медиа корпорации InterActiveCorp Барри Диллер, и его жена, модельер еврейского происхождения, Дайан фон Фюрстенберг, которая и пожертвовала более 260 миллионов долларов. Партнером проекта стал Hudson River Park Trust (фонд в обязанности которого входит проектирование, строительство и эксплуатация восьми километрового парка Гудзон-Ривер).

Ну что же, встречайте, парк «Little Island». Есть мнение, что за необычной архитектурой и смелыми решениями, скрываются невероятные просчёты в логистике во время стройки, не обдуманное место расположения, а так же совершенная недальновидность администрации парка. Не в первый раз за красивой картинкой скрываются экономические провалы. Так это или нет, каждый решит сам.

Little Island представляет собой небольшой остров площадью около одного гектара, что на фоне видов Манхэттена имеет пропорции, буквально, лилипутского острова. Однако, несмотря на смелые идеи, он не оправдывает ожиданий, как парк 21-го века. Его нельзя в полной мере отнести, как к экологичному, так и справедливому и эксклюзивному общественному пространству, когда эти качества должны стоять во главе угла современной урбанистики. Действительно, здесь растут местные растения и есть доступ для людей с ограниченными возможностями, но за словами маркетологов скрывается реальность. А реальность такова, что этот парк, по сути, зеленый кармашек с бетонными подпорками, маскирующийся под экологический подвиг, и частный туристический магнит, изображающий некое щедрое, публичное новшество. Не столь важно, что вход билетный (хоть и бесплатный), одновременно забитый и, в силу расположения, элитный.

Вид парка на фоне панорамы Манхэттена
Вид парка на фоне панорамы Манхэттена

Задуманный как лист, плывущий по воде, парк представляет собой топографический спектакль. Самая нижняя часть пирса находится на высоте 4,5 м над водой; самые высокие побеги до 19 м. Юго-западный угол пирса приподнят, чтобы не обделять солнечным светом морских обитателей внизу и обеспечить некоторую защиту от ветра зоны ландшафта которые опускаются создавая пространство для большого амфитеатра на 687 мест, окруженного ступенчатыми сиденьями из натурального камня.

Little Island был задуман после супер-урагана Сэнди, который затопил берега Нью-Йорка в 2012 году. Хезервик в тот день была на Манхэттене, как раз, чтобы начать собрание по проекту. Команда поняла, что им нужно поднять пирс выше новых уровней затопления. Они подняли главный пирс с 1,8 м до 4,5 м и соединили его с материком двумя пологими пандусами, выступающими с двух отдельных сторон пирса. Команда выбрала сборный железобетон для 132 свай, поддерживающих пирс, и модули «кашпо», которые служат опорными конструкциями для парка.

Установка бетонных свай для скульптурных кашпо в окружении существующих, деревянных свай
Установка бетонных свай для скульптурных кашпо в окружении существующих, деревянных свай

Как и многое в Little Island, это кажется чрезмерным и ненужным. Каждое кашпо состоит из четырех-шести бетонных «лепестков». Сначала были собраны сами «кашпо», территориально, в одной северной части штата Нью-Йорк, далее перевезены грузовиком в другое место, затем загружены на баржу по четыре за раз, откуда отправились на 210 км вниз по реке Гудзон, чтобы добраться до парка, где их одну за другой поднимали плавучим краном и ставили на соответствующие сваи. Некоторые сваи были размещены так далеко от берега, что из-за крутого уклона русла, они должны были опускаться на 60 метров ниже уровня воды, чтобы попасть не в обычный грунт, а буквально в скалу. По причинам, которые , видимо ни кому не известны, нет двух одинаковых кашпо, и каждый, такой, бетонный горшок весит до 68 тонн, что означает невыносимое количество бетона и логистический кошмар, который можно вынести только за счет частных инвестиций.

Проблема отражена и в самом парке, где 35 видов деревьев, 65 видов кустарников, 290 видов трав, многолетних растений, виноградных лоз и луковиц составляют пейзаж, который Хезервик описывает как «смехотворно пышный». Это нелепо, особенно потому, что каждое дерево в Little Island, полностью выросло, а потому менее устойчиво и с меньшей вероятностью будет расти после пересадки, по сравнению с более молодыми.

На Little Island можно попасть по двум пирсам, пересекающим реку Гудзон. Один ведет посетителей в зеленый парк наверху, а другой открывает вид на поддерживающий его ландшафт из сборного железобетона.
На Little Island можно попасть по двум пирсам, пересекающим реку Гудзон. Один ведет посетителей в зеленый парк наверху, а другой открывает вид на поддерживающий его ландшафт из сборного железобетона.

«Лучшее» впечатление от парка можно получить находясь там в летнюю жару среди толп посетителей. Фактически, вам нужно продвигаться вверх, чтобы увидеть панораму города, но вы скорее столкнетесь со шквалом селфи-художников в ограниченном пространстве. Испытания начинаются ещё на этапе приобретения билета, так как требуется, сначала, зарезервировать место онлайн, за тем явиться в нужное время и отстоять общую очередь. Если вы не приедете до полудня, только для того, чтобы вас поместили в длинную очередь с, примерно, 100 другими посетителями, желающими увидеть парк, прогулки может не получится, банально не успеете.

В этом оживленном районе Нью-Йорка ландшафтный парк размером с бейсбольное поле сильно переполнен посетителями
В этом оживленном районе Нью-Йорка ландшафтный парк размером с бейсбольное поле сильно переполнен посетителями

Поток людей может утихнуть в будущем, когда новости о парке утихнут , но, к сожалению, Little Island никогда не будет тем тихим оазисом, который нам обещали на рендерах и презентациях.

«Может быть, парк размером с бейсбольное поле не был такой уж хорошей идеей, особенно, в той части города, которая уже переполнена посетителями»

Проблему можно было бы немного сгладить, путем замены некоторых узких дорожек парка на более широкие, либо на полноценные открытые пространства с большим количеством выходов к воде.

В подвальном помещении посетители проходят между скульптурными кашпо.
В подвальном помещении посетители проходят между скульптурными кашпо.

«В рамках проекта, целью которого является привнести в город природу, Little Island игнорирует большую часть его окрестностей»

Когда Сэнди обрушился на берега Нью-Йорка в 2012 году, и Хезервик своими глазами увидел разрушительное воздействие климатической катастрофы, переключатель мог бы щелкнуть, и Little Island мог превратиться в тихо преобразующийся, упругий пирс, где полностью выросшие деревья не пересаживают, чтобы произвести впечатление, а бетонные колонны высотой 60 м не врезаются в скалу только потому, что бюджет позволяет такую расточительность. Хезервик мог взять бразды правления в свои руки и создать экологичное чудо. Вместо этого он разработал экспонат, который выставляет напоказ.

Посмотрите на рендеры, послушайте Хезервика, прочтите любые рекламные материалы проекта, и вы будете обмануты, поверив этой шумихе. Возможно вы будете поражены, когда впервые увидите это, но не поддавайтесь, потому что это больше похоже на форму архитектурного газлайтинга. Кажется, что архитектура способствует этому эффекту. Бетонные колонны напоминают лес, поднимающийся из воды, пышный пейзаж наверху изобилующий взрослыми деревьями, но фундамент - не что иное, как бетон. Вместе они составляют туристическую достопримечательность в форме парка в одном из самых богатых районов города, где много других зеленых насаждений, а также там, где - как могут указать те, кто сочится цинизмом - расположен флагманский магазин Дайан фон Фюрстенберг, на Западной 12-й улице.

Если бы это был действительно такой щедрый подарок городу, Little Island мог бы принести столь необходимую зелень в Джексон-Хайтс на северо-западе Квинса, где на каждого жителя приходится всего 0,18 м2 парковой площади. Но есть много не самых этичных предпосылок появления парка там где он есть сейчас, и Хезервик, похоже, не берет на себя ответственность за это. «Я работаю с тем, что мне дают, и стараюсь улучшить то, что мне дают», - объясняет он. «Если это провоцирует разговоры, которые еще больше подталкивают нас к тому, каким может быть общественное пространство, тогда я счастлив». Общественные пространства могут быть разными, и архитекторам, несомненно, следует раздвинуть границы понимания какими они могут быть, но когда миллиардеры хотят создавать зоны городской рекреации, действительно ли они могут быть построены для жителей?