Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда находишься на природе и нужно разжечь костер.
Чтобы приготовить пищу, или просто согреться. А порой и в экстремальных ситуациях. Чтобы оказать немедленную медицинскую помощь или высушить одежду человека, попавшего в воду, при низкой температуре окружающей среды.
Скажем, при этом условия максимально экстремальные. Льет дождь. Солнца для использования линзы, в качестве собирающего и фокусирующего в одной точке лучей - нет.
Это бы сильно упростило задачу. С помощью обычных очков в солнечную погоду относительно просто развести костер - достаточно сфокусировать лучи Солнца на поджигаемом предмете - скажем на бумаге или деревянной щепе. Даже, хотя бы коре, типа бересты или сухой траве.
Так вот, льют дожди, вокруг всё сыро. Или стоят легкие морозы при сырой погоде и в принципе сложно найти сухой материал для розжига.
Именно в таких условиях находились наши деды и прадеды во время боев на Карельском перешейке или в самой Карелии во время Второй Мировой войны.
Где кругом одни болота. Сплошная сырость, облачность. Весь день в холодных походах - переходах по колено в воде. Или присутствие на холодной позиции, в открытых окопах. Это был единственный фронт - Карельский, который немцы так и не смогли прорвать в период 1941-45 гг.
Не дошли до Мурманска, не перерезали ж\д снабжения Красной Армии грузами Ленд-Лиза через Архангельск и Мурманск. Хотя там всего-то привозили 15-20% от общих грузов для СССР.
Но это был самый обстреливаемый маршрут. Основная часть грузов была привезена через Владивосток и Иран, а далее по ж/д к фронтам. Плюс самолетная трасса через Аляску и Чукотку, далее через Урал к фронтам на запад - прямые поставки самолетов из США.
Так вот бойцы Красной армии умудрялись разжигать костры в условиях суровой сырой природы Карелии.
Более поздний случай не менее впечатляющий. Адмирал Северного флота СССР вместе со своими двумя кадровыми зятьями-офицерами пошел в поход. Были с ними и другие люди. Пошли дожди, поставили палатки, всё там же в Карелии. И случился у адмирала приступ, связанный с сахарным диабетом. Необходимые ампулы с собой были. Но перед тем как их вколоть обязательно нужно было продезинфицировать шприц в кипятке. Тогда шприцы были многоразовыми и перед каждым применением требовали кипячения в воде.
В таких условиях костер разжечь у них не получилось. Опять же тогда ещё не было в широкой продаже или на складах ВМФ современных средств быстрого розжига. Типа таблеток или жидкости для быстрого розжига. Сейчас всё это можно купить в любом супермаркете типа Ашан и взять с собой в поход заранее.
В общем, адмирал спустя пару часов был буквально при смерти.
Практика Второй Мировой уже была подзабыта.
Выручил молодой инженер НАТИ в составе их группы, математик-конструктор по образованию из МАИ (НАТИ - научный автотракторный институт. В настоящее время снесен в Москве. Располагался рядом с действующим НАМИ - научным автомобильным институтом) (МАИ - московский авиационный институт).
Он вспомнил прочитанную им заметку в одном научном журнале о том, что все деревья и растения содержат в себе соль. От того и не горят.
В свое время один умелец стал пропитывать паруса соляным раствором и, таким образом, стал главным поставщиком парусов для кораблей Петра I. Только им поставляемые паруса не горели в боях. Максимум получали незначительные для хода кораблей дырки в парусах от раскаленных ядер пушек.
Попадая в воду, скажем ветки деревьев, отмачиваются в воде и вода вымывает из них соль. Далее соль несется реками в океаны - оттого они такие соленые с приличной концентрацией.
И если взять ветку из воды, то она загорится быстрее, чем та, что упала с дерева и лежит на земле! И чем дольше в воде пролежала ветка, тем лучше.
Он так и сделал. Как бойцы Красной Армии в Карелии во Второй Мировой. Взял ветку из воды. Опять же дерево полностью не промокает, а только наружняя его часть. Зачистил перочинным ножом ветку до сухой сердцевины. Нарезал мелких сухих стружек, чтобы пламя от спички перешло на них.
Как обычно сложил пирамидку - в центре сухая щепа из сердцевины ветки и сверху от мелких до более больших слегка мокрые ветки. Зажег сердцевину пирамиды.
Пламя перешло на щепу, разогрелись ветки чуть большего размера и тоже зажглись и так далее. Получился нужный в палатке во время дождя костер. Быстро из фляжки с водой подогрели воду, в кипятке прокипятили шприц и вкололи нужную инъекцию адмиралу. Его жизнь была спасена!
На что он потом пошутил: меняю двоих своих кадровых зятей-офицеров флота на одного молодого инженера НАТИ.
Вот такой маленький секрет выживания в дикой природе в экстремальных условиях.
Всем на заметку.