Найти тему
София Федорова

Сентиментализм и романтизм: одна живописная история

Романтизм в определенном смысле является естественным продолжением сентиментализма. 

Сентиментализм возник как противопоставление идеям эпохи Просвещения и классицизма в конце XVIII века. Главным объектом живописи Сентиментализма является жизнь маленького человека в деревне, отражение его раздумий в одиночестве. Романтизм тоже возникает в конце XVIII века и отвергает любые проявления рационализма, он также утверждает культ природы, чувств и естественно в человеке. Но романтизм отличает высокая религиозность и возвышенная духовность. 

Сентиментализм изображает жизнь простого человека, его противоречивые эмоции, внутренние переживания. Герои изображаются без каких-либо дополнительных элементов интерьера и предметов. Сентиментализм пропагандирует самодостаточность внутренних переживаний, богатство внутреннего мира. Романтизм утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные страсти и характеры. Живопись романтизма отличается высокий художественной выразительностью, большим драматизмом. 

К примеру, на полотне известного живописца-романтика Э. Делакруа "Сирота на кладбище" (1823-1824 гг.) главная героиня привлекает внимание эксцентричной позой: голова ее порывисто устремлена налево. Стремительный взгляд наверх, чувственно приоткрытый рот передают напряжение. "Необычный человек в необычных обстоятельствах". Девушка мятежна, ей вторит природа вокруг. 

Хрестоматийным живописным полотном сентиментализма является портрет М. Лопухиной кисти В.Л. Боровиковского 1797 года. Лопухина изображена в расслабленной позе. Выражение ее лица умиротворенное, безмятежное как и природа вокруг. Она естественна. Ее мысли и эмоции - центр картины; через призму ее внутреннего мира воспринимается все вокруг. 

Подводя итог, можно сказать следующее. Полотна сентиментализма характеризуются плавностью переходов, утонченностью линий, воздушностью сюжетов, пастельной палитрой. К живописи же романтизма применены практически отсутствие ясной композиции, превалирование мифологических и исторических сюжетов, повышенная выразительность за счет игры света и тени, эстетика страсти.