Найти тему
Жена с приданым

Не оплачивайте такси мошенникам! Как защитить свои деньги?

Многие люди открывают банковские приложения довольно редко. А вот я стараюсь просматривать траты по карте ежедневно. Во-первых, я заношу все траты в специальную таблицу. А во-вторых, однажды мне это здорово помогло. Просматривая траты по карте, я обнаружила утреннее списание 250 рублей за Яндекс.Такси. Только вот в чем дело: на такси я в этот день не ездила.

Что делать? Сначала я написала в поддержку Яндекс. Такси в приложении. Так, мол, и так, моей картой воспользовались в вашем сервисе, вот мой профиль, вот история моих поездок. Как видите, я не ездила, номер карты никому не давала.

Служба поддержки проверила и написала мне, что поездка была совершена в городе Геленджик. А я в это время находилась в Москве. Да у меня и знакомых в Геленджике не было! Более того - поездка была оплачена пластиковой картой, а не виртуальной, которую я использую для оплаты такси. Интересно, что при этом мне не приходили смс для подтверждения - хотя при первой привязке карты к сервису такси с неё пробно списывают рубль, и эта операция подтверждается смс/кодами из приложения

Сразу после этого я написала в поддержку банка примерно с тем же текстом. Банк предложил заблокировать карту, я, конечно, согласилась. И в этот же вечер деньги вернулись мне. А уже на следующий день мне привезли перевыпущенную карту.

Я ничего не потеряла только благодаря тому, что регулярно проверяю платежи, которые прошли по карте (смс-оповещение я не подключаю, не хочу его оплачивать).

А вот с моей знакомой произошла похожая ситуация, но закончившаяся не так хорошо: по ее карте успели прокатиться несколько раз в течение нескольких месяцев. Поездки были, похоже, короткими, а суммы небольшими - в пределах 300 рублей, поэтому она какое-то время не замечала, как мошенники аккуратно подворовывают из ее кармана. Кажется, что деньги ей в итоге тоже удалось вернуть (по крайней мере, часть - точно), но разборки и возврат заняли чуть больше времени.

Как у мошенников оказались данные карты?

Честно говоря, это для меня загадка. Пластиковой картой я расплачивалась онлайн всего несколько раз, старалась пользоваться виртуальной. Кто мог передать мошенникам данные карты, включая трехзначный код? Крупный маркетплейс? Большой зоомагазин? Верится слабо. А может быть, я дала карту официанту, чтобы расплатиться в ресторане, и не заметила, что он чуть задержался, когда понес ее к терминалу?

Я долго над этим думала, но найти ответа так и не смогла. Зато я смогла найти способ предотвратить повторение подобных происшествий.

Как защитить карту от мошенников?

1. Оплачивать онлайн-покупки только виртуальной картой

Виртуальную карту сейчас можно создать в личном кабинете любого крупного банка. У карты есть номер, CVV код. Ее можно добавить в телефон, чтобы расплачиваться через NFC. Не существует карты только в физическом виде.

2. Выставить лимиты

По виртуальной карте надо выставлять лимит вручную, причем так, чтобы по умолчанию лимит был нулевым. Понадобилось что-то оплатить - заходим в приложение, вручную же увеличиваем лимит до суммы покупки. Сумма списалась - все, лимит исчерпан. Если кто-то получит данные вашей виртуальной карты и попытается ей расплатиться - у него ничего не получится.

Только обратите внимание, что, например, у Тиньков лимит устанавливается на неделю или месяц. Не забудьте обнулить лимит в начале периода, если вы его повышали.

3. Отключить на пластиковой карте возможность онлайн-оплаты

Это делается в настройках банковского приложения. Заходим туда и отключаем возможность покупок в интернете. Все, теперь ей ничего нельзя оплатить онлайн. Даже если какой-нибудь хитрый официант в ресторане потихоньку скопирует данные карты - они будут для злоумышленников совершенно бесполезны.

Скриншот из приложения Тинькофф Банка
Скриншот из приложения Тинькофф Банка

После того, как я это сделала, никаких лишних списаний с моей карты больше не происходило. Более того, когда Тиньков начал предлагать мне страховку от мошенников, я в лоб спросила, помогут ли принятые мной меры - и мне ответили, что да, этого будет достаточно.

А вот телефонные мошенники все ещё не сдают позиций

Вчера позвонила мне "служба безопасности С-банка". Хабалистая девица с украинским говором напористо сообщила, что мой номер, к которому привязан счет, был изменен и потребовала назвать причину изменений. Я не стала спрашивать, почему тогда она мне звонит на тот номер, к которому давным-давно ничего не привязано - и так понятно, какую базу добыли, такой и пользуются. Ну и зачем давать лишнюю информацию мошенникам?

- Да надоел мне тот номер! - безмятежно сообщила я.

Девица не отставала:

- В заявке вы указали другую причину. Зачем вы вводите в заблуждение сотрудника банка?

- Вот такой вот человек я. - сказала я со вздохом. - Нехороший человек. С гнильцой, прямо скажем...

- Тогда мы ваш счет заблокируем. - говорит моя собеседница. - Срок блокировки: 6-9 месяцев, без права разблокировки. А жалобу на вас передадим в Министерство Юстиции!

Я аж рассмеялась. Министерством Юстиции мне еще не угрожали... Девушка повесила трубку. А я вечером захожу в приложение, смотрю, счет не заблокирован. Ну что за безобразие, думаю. Кто же так работает. Даже перезвонить им хотела, под дурочку закосить - мол, а вы счет обещали заблокировать, а сами не заблокировали, кто же мои деньги защитит, я же жду!

Но там трубку не взяли. Наверное, в тюрьме как раз ужин начался.

Будьте осторожны!

Друзья, помимо мер, которые стоит предпринять для защиты карты, я вам настоятельно рекомендую завести разные номера телефона для банковских приложений и для регистрации на любых сайтах и в сервисах. Так меньше риск, что ваш реальный номер попадет к злоумышленникам. Если же вы уже используете единый номер - в банковском приложении есть возможность его поменять.

Если вам позвонят не на тот номер телефона, с которым связаны ваши деньги, а на другой, который вы оставляете направо-налево, выше вероятность, что вы не поддадитесь панике. Да, сейчас вроде бы все знают о телефонных мошенниках. Но истории о том, как человек переводит все свои деньги злоумышленникам, продолжают случаться. Мошенники изобретают все новые схемы. Вам может звонить сотрудник банка насчет смены номера/перевода денег/взятого на вас кредита... Или сотрудник МВД/прокуратуры/участковый. Или кто-то еще - мы не знаем, что придумают завтра.

Мошенники постоянно изобретают новые схемы. Кадр из т/с "Мистер Робот"
Мошенники постоянно изобретают новые схемы. Кадр из т/с "Мистер Робот"

Цель у схем одна - выбить человека из равновесия. Испуганный человек теряет возможность мыслить здраво, и легче подпадает под влияние злоумышленника. Тем более, что те говорят крайне уверенно и профессионально отрабатывают возражения. Им легко может поверить даже умный человек - они очень убедительны!

Да, бывают утечки данных и из баз банков. В этом случае вам могут позвонить и на тот номер, который привязан к счету. Но случаются они намного, намного реже, чем утечки данных с сайтов и из сервисов, где вы оставляете номер телефона для регистрации.

А вы сталкивались с мошенничеством? Что в этом случае делали?