Эти прекрасные крейсера должны были строится серией, планировалось к постройке 10 корпусов, но развал СССР помешал этому. Было построенно всего 4 корпуса, в строй введено 3. Это "Варяг", "Москва" и "Маршал Устинов". Последний корабль, готовый на 95% остался стоять у стенки завода строителя в г. Николаев.
ТТХ корабля:
- Водоизмещение - 9380 т (стандартное)/11 490 т (полное)
- Длина - 186,4 м.
- Ширина - 20,8 м.
- Осадка - 6,28 м./8,4 м. (наибольшая
- Скорость хода - 14,0 узлов (экономическая)/18,0 узлов (крейсерская)/32,5 узла (полная)
- Дальность плавания - 8000 миль (на 14 узлах)
- Автономность плавания - 30 суток
- Экипаж - 485 человек (в т. ч. 66 офицеров, 64 мичмана)
Энергетическая установка.
Корабль имеет 2 гребных вала. Энергетическая установка у него необычная. Состоит из 2-х маршевых ГТУ М21 мощностью 9993 л. с. и 4-х форсажных ГТУ М90 мощностью 19 986 л. с. На корабле, в составе ГЭУ присутствуют котлы-утилизаторы, они работают за счет тепла выхлопных газов ГТУ. (более 400 градусов). Пар с этих котлов приводит в действие специальные паровые турбины, которые работают через общий редуктор на гребные валы. Эта сложная система дает прирост мощности от 6400 до 8000 л.с и повышение КПД всей установки на 12%.
Вооружение.
- 16 ПУ ПКР П-1000 «Вулкан»
- Артиллерия1 × 2 - 130 мм
- АУ АК-130 Зенитная артиллерия
- 6 × 6 - 30 мм ЗАК АК-630,
- 8 × 8 ПУ ЗРК дальнего рубежа обороны С-300Ф «Форт».
- 2 ПУ ЗРК ближнего рубежа обороны «Оса-М»
- 2 × 12 РБУ-6000
- Минно-торпедное вооружение2 × 5 - 533 мм торпедных аппарата
- Авиационная группа1 вертолёт Ка-25РЦ или Ка-27ПЛ.
Теперь по порядку о каждом корабле:
Ракетный крейсер "Украина"
Самая драматическая судьба у крейсера "Украина". На момент распада СССР и отделения украины, корабль был готов на 95%, но в состав флота не введен. Поэтому вошёл в состав ВМС Украины в таком состоянии, так он и стоит уже 30 лет. Россия предлагала Украине купить этот корабль, но предложения были отклонены. Понятно что "большой брат" из-за океана не может допустить введение в строй еще одного крейсера такого класса. Ведь задачей этих кораблей изначально была борьба с АУГ США. Единственный позитивный момент, это то что корабль 30 лет стоит и с ним ничего не случилось, он не прогнил и не утонул. Это косвенно подтверждает то великолепное качество советских материалов и качество судовой стали.
ГВРКР "Варяг".
ГВРКР "Варяг" является флагманом Тихоокеанского флота. Введен в состав флота 1989г. Прибыл на тихий океан в 1990г. Старичку уже пошел 4 десяток. Корабль поддерживается в хорошем техническом состоянии. Корабль очень часто выходит на боевую службу. В 2016г корабль ходил на 9 месяцев в Средиземное море, задачей было прикрытие при помощи бортового комплекса С-300Ф авиабазы Хмеймим в Сирии.
Последнее время на его обслуживание денег не жалеют. Я сам неоднократно участвовал в его ремонтах. После возвращения из сирийского похода на корабле был проведен достаточно серьезный ремонт. Я участвовал в этих работах и могу сказать что на корабле много чего было заменено на новое. Ходили слухи о модернизации этого корабля, но на дальнем востоке его модернизировать не смогут и поэтому это пока только слухи.
ГВРКР "Москва"
Корабль введен в состав флота 1982г. На сегодняшний день является флагманом Черноморского флота. Корабль хотели дважды утилизировать, но видимо еще не наста его срок и старичок еще послужит родине. Первая попытка списания бвла в 1991г был поставлен на ремонт и модернизацию на завод в г.Николаев. В 1991г Украина начала попытки раздела с последующим уничтожением черноморского флота. Так как на ремонт не было денег предлагалось просто списать новый тогда еще корабль. Но ремонт кое-как завершили, а оплату произвели по бартеру. Сняли часть оборудования и вооружения и передали Украине для якобы достройки крейсера "Украина". Вторая попытка списания была в 2018г. видимо из-за аварии, на корабле спалили один из главных редукторов, денег на модернизацию якобы опять небыло, своим ходом дойти до Северодвинска он уже не мог поэтому поднимали вопрос о списании. В итоге деньги нашлись. Корабль встал на кап ремонт в 13 СРЗ, ГЭУ была капитально отремонтированна, скорее всего был проведен ремонт как на "Варяге" с заменой многих механизмов. Так что рано списывать старичка, послужит еще.
Ракетный крейсер "Маршал Устинов"
Это единственный на данный момент корабль проекта прошедший модернизацию. С 2011г- по 2016г. корабль проходил капитальный ремонт и модернизацию В Центре судоремонта "Звездочка". В ходе модернизации был и отремонтированы и заменены многие механизмы и системы. Корабль получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками; модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения, в том числе и средств РЭБ. На корабле были заменены пусковые установки, крейсер перевооружили на ракету П-1000 "Вулкан" После ремонта такой корабль сможет прослужить еще не один десяток лет.
Заключение.
Корабли пр.1164 строились с одной конкретной задачей, уничтожение АУГ США. Задача такого крейсера подойти на дистанцию пуска ракет и выпустить их все залпом. Именно поэтому ракеты стоят по бортам, такой вариант установки ПУ наиболее оптимален при залповой стрельбе. Эти корабли проектировались для борьбы с АУГ в одиночку. Понятно что один но никогда не пошел бы выполнять подобные задачи но возможность такая у него есть на крайний случай. По замыслам советского командования на Тихоокеанском и Северном флотах должно было быть по 4 таких крейсера, а на ЧФ и балтике по 1 кораблю. Но СССР рухнул и в строю всего 3 корабля, которые в силу возраста, сделать с АУГ ничего не смогут, тем более в одиночку. Если сможет дать залп ракетами на предельную дальность, то ущерб он конечно нанесет, но не уничтожит авианосец, сам при этом скорее всего будет уничтожен.
У кораблей этого класса есть ряд существенных недостатков которые не устранены. Первый это ГТУ который делали на украине, замещать уже устаревшие турбины нет никакого смысла, Возможно на эти корабли умудрятся поставить новые ГТУ производства России, но у него достаточно сложная ГЭУ и переделывать ее затратно. Второй это особенности системы С-300Ф . Она может вести обстрел только в определенном секторе, если на корабль будет произведена массированная атака ПКР с разных направлений то комплекс не сможет их сбить. С-300Ф требует замены на более совершенный Полимент-редут.
Я думаю корабли послужат еще с 10 лет. и будут заменены более совершенными кораблями. Так-как модернизация таких кораблей, еще и Украинского производства, будет большой проблемой.
Специально для интернет крикунов которые напишут что П-1000 не способен стрелять на предельную дальность, а она у него около 1000км. На ВСЕХ кораблях установленна система космической связи. Это нужно для получения целеуказания от системы ЛИАНА, которая в строю и полностью работоспособна.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.