Найти тему

Футбольная тренировка для взрослых девушек. 13 октября 2021. Отработка атакующих действия в парах и тройках

Сегодня мы возвращаемся на тренировку взрослых девушек, но впервые делаем это не в формате видео, а в форме текста. Иногда буду рассказывать о том, что и почему мы делаем на тренировках именно в таком виде.

Чем мы занимаемся сейчас

Как я уже рассказывал в одном из предыдущих видео, сейчас мы занимаемся улучшением тех качеств, которые позволяют играть девчонкам в командный футбол. Это навыки приёма и передачи мяча, открывания, движения без мяча. Делаем это посредством упражнений и игр в парах, тройках и четвёрках, обучая их, таким образом, ещё и взаимодействию в малых группах.
Именно взаимодействие в малых группах и есть наш основной акцент в тренировках на ближайшие несколько месяцев. В этом формате мы будем заниматься улучшением наших действий в контроле мяча ( развитие игры со своей половины поля, а также взаимодействия в нападении и завершении атак), а также нашими действиями в прессинге и контрпрессинге соперника.

Переходим непосредственно к сегодняшней тренировке. Её акцент - атакующие взаимодействия в парах и тройках.
Покажу всего 2 упражнения, так как не вижу смысла загружать вас очевидной информацией о разминке.

1. Подготовительное упражнение

Взаимодействия в парах и тройках включают в себя 3 необходимых элемента: приём и передача мяча, а также открывание. И если открыванием и движением без мяча мы займёмся в основном упражнении, то в подготовительном уделим внимание именно передаче и её обработке.

В игре в целом, а в действиях в нападении в частности, передачи редко идут по прямой. Чаще нужно направлять мяч под определённым углом, а значит, и приходится также подстраиваться, чтобы принять мяч. Поэтому наше подготовительное упражнение представляет из себя приём и передачу мяча в треугольнике.

Организация площадки и расположение игроков
Организация площадки и расположение игроков

Данное упражнение состоит из двух частей. В первой части мы играем в треугольнике на небольшом пространстве в 1 касание. Между девушками 2-3 метра. После каждой передачи игрок следует на место по направлению своего паса.

В этом упражнении важно быстро подстраиваться под мяч, чтобы сразу же направить его дальше в нужном направлении. Таким образом, достаточное количество повторений этого упражнения, сделает данное действие автоматизированным, то есть в игре девушкам уже не придётся обдумывать как быстро подстроиться под мяч - они уже будут это знать.

Передачи в 1 касание и перебегание по направление передачи.
Передачи в 1 касание и перебегание по направление передачи.

После минуты передач в одно касание, по сигналу тренера, девушки перебегают на площадку для передач в 2-3 касания. И уже там выполняют действия, которые часто происходят в игровых ситуациях.
Игроку необходимо сделать небольшое движение (открывание) перед приёмом мяча, правильно расположить корпус, так, чтобы первым же касанием направить мяч в нужную сторону. Дальше выполнить небольшое движение с мячом и, если нужно, подработать мяч. Выполнить передачу открывающемуся партнёру.

Передача с движением в 2-3 касание.
Передача с движением в 2-3 касание.

После полутора-двух минут выполнения упражнения, вновь по сигналу тренера, девушкам снова нужно перебежать на площадку для выполнения передач в одно касание. Но теперь уже направление мяча, а значит и перемещение игроков, будет идти в обратную сторону. Таким образом, девушкам придётся разворачиваться в другую сторону для выполнения передачи в одно касание, а следовательно будет больше задействована и другая нога. А значит игру в одно касание мы отработаем и правой, и левой ногой.
После минуты игры в одно касание, мы снова перемещаемся на площадку для игры в 2-3 касания.

Таким образом, в подготовительном упражнении мы подготовили игроков к тому, чтобы дальше взаимодействовать в парах и тройках, играть в одно-два касания, а также правильно подстраиваться для приёма мяча.
Помимо этого, мы подготовили их физически к игре с высокой интенсивностью. Ведь для перехода с игры в одно касание к игре в 2-3 и обратно девушкам было необходимо выполнить ускорение на 20-25 метров.

Кстати, совсем недавно мы уже выполняли это упражнение, и вы даже могли его видеть: https://zen.yandex.ru/media/id/602cb936ae97974c77ffa914/treniruem-vzaimodeistvie-v-parah-i-troikah-2-podgotovitelnyh-uprajneniia-6153d4320a5fbf1a3a548a17

2. Игровое упражнение. Атакующие взаимодействия 2 в 1 с переходом к 3 в 2

Достижение основной цели нашей тренировки происходило именно в этом упражнении. Именно здесь девушкам пришлось активно двигаться без мяча для открывания, поиска и создания свободного пространства, а также для создания возможностей двигать мяч ближе к воротам соперника. Но обо всём по порядку.

Общий вид площадки и стартовое положение игроков
Общий вид площадки и стартовое положение игроков

Итак, сверху вы видите схему расположения игроков. Сразу стоит сказать, что данное упражнение выполняется группами игроков по очереди, то есть как только данная пятёрка игроков выполнила своё повторение, после этого начинает свой повтор следующая пятёрка. И это отличный вариант для этого упражнения, так как игра очень интенсивная, и игрокам нужно время отдыха между повторениями. Тем более, что мы используем это упражнение для развития выносливости, поэтому площадка достаточно большая - 35*15 метров.

Игра начинается с передачи вратаря на одного из двух игроков на дальней стороне поля. В этот же момент своё движение начинает один игрок из тройки, которая находится у больших ворот. Первое время игра проходит в формате 2 в 1.

Задача атакующей двойки предельно проста - довести мяч ближе к воротам и забить гол. Одному защитнику нужно постараться отобрать мяч, непосредственно отбором или перехватом, и забить в одни из двух маленьких ворот.

Так как цель нашей тренировки - атакующие взаимодействия в парах и тройках, то и сейчас смотреть мы будем именно на действия атаки.
Как уже отметил выше, основной момент в данных взаимодействиях - это движение партнёров без мяча. Именно за счёт такого движения можно использовать то свободное пространство, которое есть на поле.
На примере показан случай, когда используется пространство за спиной защитника, но это лишь один из вариантов, когда защитник попытался прессинговать достаточно высоко. В противном случае можно использовать поперечные передачи и ширину поля, чтобы заставить защитника слишком сильно уйти на фланг и оставить свободное пространство, которым может воспользоваться нападающий, получивший мяч.

Игра проходит в формате 2 в 1 до тех пор пока, мяч либо выйдет за пределы поля, в том числе посредством гола в любые ворота, либо дойдёт до вратаря. После этого в игру сразу вступают ещё два игрока, и игра переходит в формат 3 в 2, в котором двойка игроков перестраивается с атакующих действий на защитные. Теперь их задача - отнять мяч и атаковать большие ворота, а задача тройки - забить в любые из двух маленьких.

Основной акцент в действиях при игре 3 в 2 выражается в том же принципе, что и при игре 2 в 1 - создание и использование свободного пространства за счёт движения игроков без мяча.

Во время выполнения упражнения игрокам постоянно необходимо двигаться без мяча, открываться, поэтому практика этого навыка проходит практически непрерывно. Причём часто ситуации складываются похожим образом, что позволяет закрепить стереотипы действий, но и достаточно часто ситуация развивается по-новому, из-за действий партнёров и соперников, что заставляет игроков принимать решения и адаптироваться к изменяющейся обстановке.

При игре 3 в 2 свободного пространства стало меньше, но двое ворот в качестве возможных целей, как раз и создают больше вариантов создания этого пространства. Требуется лишь чуть больше движения от игроков без мяча. Но и важным остаётся движение после передачи. На примере ниже показано, что с таким способом можно доводить атаку до завершения.
Так же важно, как раз посредством этого самого движения без мяча, создавать для игрока с мячом два варианта для передачи. Особенно это актуально в начале и при развитии игры 3 в 2. Поэтому данное упражнение учит правильному расположению и движению игроков относительно партнёров, игрока с мячом и действий соперников.

Теперь мы видим основное упражнение целиком. И можно сказать, что это отличное игровое упражнение! Ведь с его помощью мы можем:

  1. Оттачивать технические навыки футболистов: приём и передачу мяча, а также ведение и обыгрыш, и даже удары;
  2. Развивать физические качества, в частности выносливость;
  3. Прививать умение перестраиваться с атакующих действий на защитные и наоборот;
  4. Ну и главное, обучать принципам действия в малых группах: движению без мяча и сразу после передачи, созданию двух вариантов для игрока с мячом.

Заключение

Вот такой получилась тренировка взрослых девушек любителей на отработку атакующих взаимодействий в парах и тройках. Да, успех тренировки, по большей части, зависит не от выбранных упражнений, и даже не от их организации, а от созданной атмосферы, мотивации тренера и футболистов, отношений в команде, настроения именно сегодня.
Но как тренерам, нам важно правильно спланировать и организовать упражнение, а также обучать и помогать нашим футболистам осваивать необходимые принципы и навыки, развиваться в футбольном плане. И не только в футбольном.