Найти тему

Непревзойдённый Федерико Феллини

"Я как Федерико Феллини..." Кто сейчас не слышал этой песни?

Так кто же он был, Федерико Феллини?

Родился будущий режиссёр 20.01.1920 года в небольшом, курортном городке Римини на юге Италии. Федерико рос довольно болезненным мальчиком, врачи подозревали, что у него сердечная недостаточность. Однако с возрастом это предположение не подтвердилось. Учитывая слабое здоровье мальчика в детстве ему всегда уделяли много внимания. Ему это нравилось, и он быстро научился разыгрывать собственные обмороки и головокружения.

Уже в детстве Феллини начал проявлять себя как творческая личность. Он сам придумывал и делал наряды для кукол, сочинял истории и разыгрывал целые кукольные представления.

Молодые годы Феллини пришлись на предвоенные и военные годы. Будущий режиссёр придерживался антифашистких взглядов. Его протест против политики Муссолини выразился в его карикатурах, которые он рисовал для флорентийской газеты антифашисткой направленности.

После переезда в Рим Федерико продолжил работать карикатуристом, а также начал писать свои первые сценарии, сначала для радиопостановок. Чтобы получить отсрочку от призыва в армию Муссолини, он некоторое время учился на юридическом факультете Национального университета.

С начала 40-х годов Феллини начинает писать сценарии для кинофильмов.

-2

В середине 40-х годов Федерико случайно знакомится с режиссёром Роберто Росселини, который предложил ему написать сценарий к военной драме "Рим, открытый город". В 1946 году Феллини был впервые номинирован на премию "Оскар" за лучший киносценарий. Позже его снова номинировали на ту же премию, на сей раз за сценарий к военному фильму "Земляк", вышедшему в 1946 году.

Режиссёрским дебютом Феллини стал фильм "Огни варьете" (1950), сделанный совместно с Альберто Латтуда. Следующим фильмом в 1952 году стал "Белый шейх". Кстати, именно с этой картины начинается долгое и плодотворное сотрудничество режиссёра с композитором Нино Рота.

В 1954 году Феллини приступил к съёмкам драмы о жизни цирка "Дорога", сценарий к которой был написан ещё в 1949 году. На главные роли он пригласил Джульетту Мазину и Энтони Куинна. Этот фильм принёс своим создателям многочисленные награды всевозможных кинофестивалей и первый "Оскар" за лучший иностранный фильм.

В 1960 году режиссёр снимает сатирическую трагикомедию "Сладкая жизнь" с Марчелло Мастрояни в главной роли. Картина повествует историю беспечного публициста Марчелло Рубини, который при всей насыщенности собственной жизни так и не понял, в чём её смысл.

-3

Фильм получил "Оскара" за работу художников по костюмам. А ещё благодаря этому фильму появился новый термин "папарацци" - по фамилии одного из героев, любознательного и вездесущего журналиста Папараццо.

Венцом творчества Феллини стал фильм "Восемь с половиной".

-4

Эта картина, снятая как воплощение беспрерывно потока сознания, словно открыла шлюзы для творческого самовыражения других режиссёров. Многие режиссёры до Феллини пытались найти художественные приёмы для демонстрации внутреннего мира героев, их мыслей, но убедительнее всего это получилось именно у него. Фильмы в подобной манере создавали впоследствии А. Тарковский, Т. Китано, В. Абдрашитов, П. Гринуэй.

Авторский почерк Феллини как режиссёра неразрывно связан с понятием гротеск. Преувеличение, искажение реальности, смешение воображаемого, происходящего только в голове героев и существующей действительности.

-5

Сам себя Феллини называл "неореалистом", хотя многие критики относят его творчество скорее к направлению "барокко" в кинематографии с его избыточностью образов и форм.

Феллини является рекордсменом по числу полученных премий "Оскар". Их у него пять, и до сих пор никакой другой режиссёр не может похвалиться таким достижением.

-6

Четыре его фильма были удостоены премии американской киноакадемии в номинации "Лучший иностранный фильм":

1. "Дорога" (1954 г.);

2. "Ночи Кабирии" (1957 г.);

3. "Восемь с половиной" (1963 г.);

4. "Амаркорд" (1973 г.).

Последний, пятый по счету "Оскар" уже всемирно признанный мэтр кино получил в 1993 году "За вклад в киноискусство".

Личная жизнь Федерико Феллини была в целом счастливой. Со своей супругой, Джульеттой Мазиной (настоящее имя Джулия Ана Мазина) они прожили в браке полвека.

-7

Познакомились молодые люди в 1943 году, когда Феллини работал сценаристом на радио. Решив воплотить одну из своих радиопостановок про двух влюблённых - Чико и Полину - на экране, Федерико пригласил 22-летнюю Джулию Ану на роль Полины. Девушка заочно восхищалась сценариями Феллини, он - её голосом. Молодые люди стали встречаться и после бурного романа поженились 30 октября 1943 года. К сожалению, детей у четы Феллини не было. Первая беременность закончилась выкидышем. Вторая подарила супругам сына, но он скончался через две недели после рождения. После этого пара оставила попытки завести детей. Федерико предлагал жене взять приёмного ребёнка, но Джульетта всегда отвечала отказом, и Феллини смирился. "Наши дети - это наши фильмы!" - неизменно отвечал режиссёр на вопросы о детях.

-8

В остальном супруги жили в согласии. Джульетта всегда была рядом с мужем, присутствовала на съёмках даже если сама не снималась в фильме. Феллини никогда не скрывал своей слабости к красивым женщинам, но при этом оставался верным своей жене.

-9

Осенью 1993 года супруги начали готовиться к 50-летию свадьбы, но 15 октября у Федерико внезапно случился инсульт. Феллини госпитализировали, но состояние его так и не улучшилось. 31 октября маэстро кино скончался. Джульетта не намного пережила мужа. Весной следующего года она умерла от рака лёгких. По её просьбе похоронили супругу великого режиссёра с его фотографией в руках.