Найти тему
The Blueprint

Стиль ABBA. Как он возник, устарел и вновь вернулся?

Оглавление

Этой осенью шведский квартет ABBA объявил о выходе нового — первого за 40 лет — альбома Voyage 5 ноября и старте концертного тура. Их музыка — гарантированные хиты. Их стиль — сплошное противоречие. В том, как имидж ABBA возник, устарел и вновь вернулся, разбиралась Лиза Золотухина.

Хиты ABBA звучали на вечеринках бумеров, иксеров, миллениалов и зумеров. Кажется, что группа не только была, но и будет с нами всегда. На самом же деле шведский квартет активно выступал и записывал альбомы всего 10 лет, с 1972 по 1982 год, и за это время успел сформировать не только европейскую музыкальную сцену, но и главные модные тренды 1970-х. Спустя почти 40 лет ABBA возвращается с полноценным альбомом, а пока у нас есть время вспомнить, из чего состоит стиль шведских поп-идолов и почему он считается одновременно синонимом моды 1970-х и полной безвкусицы.

ОТ ЭРОТИЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ — К «ЕВРОВИДЕНИЮ»

«АББА» началась с двух «Б» — Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерссона. Бьорн был певцом и гитаристом в фолк-ансамбле Hootenanny Singers, а Бенни — клавишником в поп-группе Hep Stars. Летом 1966 года музыканты встретились и поняли, что хотят сочинять и играть музыку вместе. Чуть позже к дуэту присоединились две «А»: Анни-Фрид Лингстад, популярная певица, с которой Бенни познакомился на концерте, и Агнета Фельтског, выступление которой Бьорн увидел в телевизионном шоу.

-2

ABBA не стала популярной за одну ночь — она даже ABBA стала не сразу. Был и промежуточный период, когда квартет назывался Björn & Benny, Agnetha & Frida, и голосование за новое название, где среди вариантов были «Алибаба» и «БАБА». Ситуацию осложняло еще и то, что ABBA в Швеции уже была — так назывался большой комбинат по переработке морепродуктов. По легенде, когда участники обратились в компанию, чтобы им разрешили использовать такое название, комбинат поставил условие — за группу не должно быть стыдно. Возможно, если бы компания знала, что первой серьезной работой дуэта Björn & Benny была музыка для эротического фильма Inga II, они бы так легко не согласились.

Как и название, уникальный стиль ABBA — эксцентричные, сочетающиеся друг с другом наряды — тоже сложился не сразу. Участники пришли из разных музыкальных жанров: Агнета — из поп-музыки, Анни увлекалась джазом, Бьорн был солистом фолк-группы, а Бенни вообще исполнял каверы. Каждый из них привнес в имидж группы что-то от себя: жилетки, рубашки в стиле кантри, комбинезоны, высокие платформы, летящие юбки в пол, как у хиппи.

-3

За пару лет группа «сыгралась» и к 1974 году написала свой первый большой хит — Waterloo. Декларацией их китчевого стиля стал выход на «Евровидении» в том же 1974-м, а стилеобразующим элементом — белый жакет с цепями, который Анни-Фрид нашла в шведском концепт-сторе Gröna Moln Och Blått Gräs («Зеленые облака и голубая трава»). Владелица магазина Ингер Свеннеке (ее часто называли скандинавской Вивьен Вествуд) так понравилась Анни-Фрид, что она привлекла ее к созданию остальных образов для выступления. Анни-Фрид в итоге досталась еще и юбка с асимметричным подолом, сшитая в «хипповой» технике петчворк, а Агнета появилась в голубом бархатном бомбере, широких брюках, заправленных в серебряные сапоги на высоких платформах, и вязаной шапочке. Бенни и Бьорн, хоть и выбрали менее яркие цвета, но выступали также в пиджаках с цепями.

Группа заняла первое место на «Евровидении», а вместе с текстом Waterloo на цитаты начал расходиться и их визуальный стиль. ABBA попала в главные тренды 1970-х: в то время сапоги на платформах, блестящие ткани и широкие брюки начал носить весь модный мир.

ДАБЛ-ДРЕССИНГ В КВАДРАТЕ

После победы на «Евровидении» ABBA начала выпускать хит за хитом. SOS, ​​Mamma Mia, Fernando, Dancing Queen и Money, Money, Money появились в 1975–1976 годах. По воспоминаниям группы, практически все это время они постоянно находились в туре. Причем ABBA сразу сделали ставку не на аудиторию в зале, а на телезрителей — так концертные костюмы стали еще важнее, а в команде появились сразу два человека, ответственные за внешний вид участников: дизайнер Уве Сандстрем и Ларс Вигениу.

Уве и Ларс создали для группы несколько нарядов, которые затем вошли в историю музыки и моды. Именно они создали костюмы для клипа Mamma Mia, похожие на смесь «Снежной королевы» и ковбоев с Дикого Запада, и поставили на платформы не только Агнету и Анни-Фрид, но и Бьорна с Бенни. Им же принадлежит идея разноцветных бархатных комбинезонов для видео на Dancing Queen, голубых брючных костюмов с нарисованными цветами для тура в 1976 году и обтягивающих фиолетовых нарядов для концерта на легендарном лондонском стадионе «Уэмбли» в 1979-м. В интервью на Стокгольмской неделе моды Уве Сандстрем отмечает, что группа тоже принимала активное участие в создании костюмов, а не полагалась полностью на его идеи. Участникам было важно, как наряды передают настроение альбома или конкретной песни.

-4

Пожалуй, это настроение проще всего было описать словосочетанием «легкое безумие». Группа легко миксовала шведские народные песни с Моцартом, а стразы — с денимом. Но, кажется, публику облегающие комбинезоны, сапоги на платформах, глиттер, невероятные разрезы и вырезы не пугали.

Кстати, вся эта эклектика объяснялась не только стремлением привлечь как можно больше внимания к группе, но и желанием сэкономить. В 1970-е в шведском налоговом законодательстве существовала лазейка, которая позволяла делать налоговый вычет на костюмы и реквизит, если их невозможно было носить и использовать нигде, кроме сцены. В наше время такой фокус уже никому бы не удался.

ЗАБВЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ (В TIKTOK)

Казалось бы, у ABBA было все, чтобы выпускать новый материал и радовать поклонников еще долгие годы. Но вместе с 1970-ми как будто закончился и карнавал, который всюду сопровождал шведский квартет. В своих поздних работах группа, вместо того, чтобы двигаться дальше — в зарождающуюся эру синти-попа и нью-вейва, — начала повторять саму себя. Окончательно испортились и отношения между участниками: Бенни и Анни-Фрид развелись после нескольких тяжелых лет брака, Агнета сосредоточилась на сольных проектах, а бессменный менеджер группы и соавтор песен Стиг Андерсон прекратил представлять интересы ABBA. И хотя участники никогда не объявляли об официальном распаде группы, фактически ABBA перестала существовать почти на 40 лет.

-5

На какое-то время образ группы и ее экстравагантные концертные костюмы перешли в разряд дурного вкуса и стали в плохом смысле квинтэссенцией карикатурного образа поп-артиста. Это признавали и сами участники — в интервью для книги ABBA: The Official Photo Book Бьорн Ульвеус признавался: «В то время никто на сцене не выглядел настолько плохо».

Имидж группы исправили, нисколько его не изменив, гламурные 2000-е, узаконившие стразы на джинсах (и вообще на чем угодно), а затем и пост-пост мета-мета 2010-е. Смесь блесток, денима, бохо, хиппи и самоиронии отлично вписались в явление «фестивального лука» (он же Coachella-style). К эклектичному миксу всевозможных музыкальных архетипов и жанров, который можно наблюдать на современных крупных музыкальных фестивалях, от Coachella до Reading and Leeds, ABBA прибегали еще на старте — брали самое лучшее и яркое из своей сольной карьеры и добавляли к общей ДНК группы.

А судя по прошедшим модным показам, постепенно возвращаются и главные тренды 1970-х. Chanel и Louis Vuitton одели моделей в серебряные, как платформы Агнеты на «Евровидении» 1974-го, платья. Облегающие комбинезоны мы видели у Prada, Rick Owens и Marine Serre. А люрекс и сочетания нескольких ярких цветов продемонстрировали Tom Ford, Batsheva и Valentino.

-6

На этом фоне воссоединение шведского квартета выглядит логичным, долгожданным — и, да, немного безумным. Впервые о своем воскрешении коллектив объявил с помощью вирусного видео в тиктоке. Позже, во время трансляции уже на ютьюбе, участники сообщили, что помимо полноценного студийного альбома Voyage готовят еще и тур. Но непростой. Как и в 1970-х, они сосредоточены не на живых выступлениях: ABBA собирается открыть в Лондоне собственную площадку, на которой будут выступать «аббатары» — голограммы шведской четверки в молодости. За их создание отвечает режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас. Кто будет работать над сценическими костюмами, пока неизвестно. Но после таких новостей хочется сказать только одно — Gimmi! Gimmi! Gimmi!

Если вам была интересна эта статья, ставьте отметку «Нравится» и подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзене