Думаю, что многие замечали статуи быков, проезжая по Московскому шоссе в сторону аэропорта.
Эти быки были сознаны В. И. Демут-Малиновским в 1820-х гг. для Скотопригонного двора, что находился на Обводном канале.
В 1936 г. быки переехали и стали украшать главный вход Мясоперерабатывающего завода на Московском шоссе (тогда - поселке Средняя Рогатка). Это был самый большой мясоперерабатывающий завод Ленинграда, который был создан по образцу чикагских боен. В 1934 г. он получил имя Кирова.
Завод занимал площадь около 1000 кв. и был построен в стилистке конструктивизм. Руководителем проекта был Ной Троцкий. В 1937 г. комплекс завода получил золотую медальна Парижской всемирной выставке.
После распада СССР
После распада СССР, в 1992 г. было создано Акционерное общество «Самсон», куда, в том числе, вошел завод. В 2000 г. АО обанкротилось, часть территории успели продать девелоперу "Салолин", потом были судебные разбирательства и т д., Подробнее об этом читайте здесь.
В итоге в 2012 г. территория бывшего завода стала активом «Московского индустриального банка». В 2017-2019 гг. началась активная застройка территории компаниями «Лидер Групп» и «Интергрупп».
Как сейчас выглядит территория.
Современную территорию условно можно разделить на три части. Первая - центральная и историческая, которая огорожена забором и где пока ничего не строят. Именно там находятся главные архитектурные шедевры завода. Вторая - часть, соединяющая в себе территорию разных ЖК вперемешку с еще сохранившимися промышленными зданиями. Третья часть - еще функционирующая территория, на которой находится фармацевтическая компания "Самсон-Мед".
Такое причудливое сочетание старого завода и новых ЖК связано с тем, что в 2001 г. здания мясокомбинат были включены в «Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность».
Часть, огороженная забором, и где пока нет строительства:
Но самый сильный удручающий эффект мне доставил данный артефакт - указатель на то, что когда-то к заводу шла железная дорога.
Карта Ленинграда 1986-го года, по которой видны железнодорожные развязки:
Уходила я в немного меланхоличном расположении духа по дороге по которой рабочие возвращались домой. За забором слева уже находился расчищенный пустырь...
Вместо послесловия...
Территория, на которой сейчас находится все основные промышленные здания, по публичной кадастровой карте тоже будут застраивать.
Еще я посмотрела ради интереса стоимость квартир в этих домах. В среднем, студии 25-27 м² продают за 5-7 млн. рублей. Однокомнатные 33 до 44 м² за 7-9 млн. руб.
Как вы относитесь к тенденции застройки старых заводов? И считаете ли вы, что уже хорошо, что здания промышленной архитектуры не сносят? Встречались ли вам планы по реконструкции этих зданий? Потому что мне как-то даже странно, что нет проекта по их реконструкции и приспособлению под новые функции.