У моего бизнеса довольно банальная история. Когда у меня родился второй ребёнок, мы с женой решили обзавестись двухъярусной кроваткой. Ничего, что устраивало бы нас по цене, качеству и дизайну на рынке не было.
Тогда я решил, что смогу и сам соорудить то, что мы изначально хотели. Нарисовал чертёж, съездил до «Леруа», посмотрел подходящие материалы. На полную сборку кроватки у меня ушло 3 дня.
Наши друзья детства тоже ожидали пополнения. Им так понравилась моя работа, что они попросили собрать кроватку и им. Я не столяр, но, окрылённый первым успехом, согласился.
К счастью, всё получилось. Моя репутация, как мастера «детских кроваток» прошла волной по всем нашим знакомым.
О появлении бизнеса
На тот момент у меня не было какого-то дедлайна. Я просто шёл после работы в гараж заниматься очередным заказом. Делал это всего пару раз в неделю. Не успевал я заканчивать один заказ, уже появлялся следующий.
В итоге за первые 4-5 месяцев я сумел создать свою первую 10-ку кроваток. В конце этого периода я уже очень много времени проводил в гараже – до 8-ми часов в выходные. Я стремился всё закончить до зимы, пока не ударили холода. В гараже из коммуникаций был только свет.
У меня практичный ум. Я начинал совсем без опыта, но методом проб и ошибок, пользуясь видео из интернета, мои навыки постоянно улучшались. Не буду врать, что получалось всё и сразу. Конечно, нет. Иногда я портил заготовки и готов был разораться! Потом понимал, что злобу выместить не на ком, а делу это не поможет. Успокаивался и продолжал работу.
Столярное дело увлекло меня настолько, что я ушёл с основной работы. Это была крупная фирма, но жена меня поддержала. Я до сих пор благодарен ей за это, ведь у нас двое детей.
Так как у нас возникли проблемы с деньгами, свои первые работы я выставлял ниже рыночной цены. Приходилось работать на репутацию. Уже спустя полгода, я привык к новому режиму и общению с незнакомыми покупателями. Цены на мои услуги поравнялись с рынком.
О производстве
Из гаража я переехал в небольшую мастерскую, а потом в ещё одну, на 150 кв. метров, в которой и работаю до сих пор. Сумма аренды выходит разная, но обычно до 50 000 рублей.
Фанеру беру под заказ у одного производителя из Уфы. Чаще всего это сосна или берёза. Иногда дуб или ясень, но это уже для состоятельных клиентов. Краску и фурнитуру покупаю в местных магазинах.
Отдельные доски я беру у частников. Я научился определять сухость древесины. В сетевых магазинах её не покупаю, там производство работает на поток и качество от этого портится. По мне так лучше чуть дороже, зато гораздо качественнее.
С покупателей беру половину предоплаты. Простые работы я могу закрывать за срок от 3-ёх до 5 дней. На выполнение сложных элементов уходит много времени – до двух недель.
Опыт научил меня обо всём договариваться до начала работ и даже подписывать договор. Уже приходилось возвращать деньги, и, хотя на мой взгляд, клиент был абсолютно не прав, закон рынка на его стороне.
О продукции
Сейчас вся моя продукция разнесена по каталогам. Так проще. Клиент знает, из чего выбирать, а я, что делать. Примерно 7 из каждых 10 позиций – детская мебель, в основном кроватки: в два яруса, «домиком», с комодом и т.п.
Остальные позиции – такая же мебель, но уже для взрослых. Индивидуальные заказы беру очень редко, но иногда приходится. Например, клиенту может понравится угловой диван в магазине, а нужного угла нет. Вполне тривиальная задача, которую я помогу решить по адекватной цене.
Мое производство, конечно, не IKEA, но я тоже стараюсь делать такие проекты, чтобы после транспортировки человек смог сам всё собрать без посторонней помощи.
За год я реализую до 150 позиций. Есть низкий сезон – май, июнь. Есть высокий – вся зима, с ноября до самого марта.
2021 год преподнёс неприятный сюрприз: подорожала фурнитура, краска и фанера. Если первая напрямую связана с ценами на металл, тут всё ясно. Вторая поставляется из-за рубежа, тоже могу понять. Но русская фанера из наших досок-то, как могла взлететь в цене в 2,5 раза?
Я лично считаю, что это договорённость производителей «под шумок» извлечь сверхприбыль. Так что, цены на мои изделия вынужденно выросли – от 15 000 до 70 000 рублей. А спрос, конечно, снизился.