Найти тему

Глазами фотографа Плотникова. ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ: "Я сажал Маргариту на плаху"

Сцена из спектакля "Мастер и Маргарита". Маргарита — Нина Шацкая, Фагот (Коровьев) — Иван Дыховичный
Сцена из спектакля "Мастер и Маргарита". Маргарита — Нина Шацкая, Фагот (Коровьев) — Иван Дыховичный

Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер ИВАН ДЫХОВИЧНЫЙ родился 16 октября 1947года в Москве. Умер 27 сентября 2009 года в Москве.

В 1970—1980 годах — актёр Театра драмы на Таганке. Участвовал в легендарном спектакле "Мастер и Маргарита".

Об истории создания этого спектакля рассказывает первый исполнитель роли Коровьева Иван Дыховичный:

- Когда было объявлено о том, что «Мастер» взят к постановке, Любимов уехал в Италию ставить оперу, и мы остались одни. В работе хотели участвовать все. Для актеров этот материал вообще является наркотическим: все женщины всегда хотят играть Маргариту, а все мужчины – Воланда и Кота. Но когда Любимов уехал, большая часть актеров решила, что репетировать без него нет смысла: все равно он все забракует. Но часть труппы, включая меня, решила попробовать что-то делать. А перед тем, как мы начали репетировать, ко мне подошел Юра Смирнов, который был назначен на Коровьева, и предложил поменяться ролями (а я был распределен на Кота). А поскольку у меня режиссерские мозги, я понимал, что Коровьев – роль намного более выигрышная, потому что Коровьев является двигателем всего сюжета, он персонаж активный, а Кот – репризёр, и согласился на обмен ролями.

Когда вернулся Любимов, он, вся труппа и Давид Боровский, который был душой нашего театра, пришли в верхний буфет смотреть, что мы там сотворили. Поскольку никто не знал, что мы сделали, реакция была совершенно живая: хохот. И Боровский, у которого абсолютная театральная интуиция, сказал Любимову: «Ты понимаешь, ЧТО это такое?!» Дальше надо было выходить репетировать на сцену, но возник вопрос: а где декорация? На что Боровский сказал, что декорация уже есть – это декорации из всех наших спектаклей, и это и есть 10-летие театра, обозначение некоего этапа. Так и сделали. На сцене был занавес из «Гамлета», окно, в котором появлялся Понтий Пилат, – из «Тартюфа», плаха, на которой сидела Маргарита в сцене бала, – из «Пугачева», маятник из «Часа пик», из «Послушайте!» – кубики... И оказалось, что в этой абстрактной форме спектакль игрался идеально: все работало, хотя у нас не было никакого Ершалаима, нарисованного на заднике. Мы очень быстро сделали второй и третий акт, что было залогом нашего успеха. У нас вообще быстро ставились спектакли, но так быстро – никогда. Но мы все – актеры – уже были в теме, все приносили какие-то заготовки, что-то читали постоянно. Однако на одной сцене мы застряли: это была сцена бала. Мизансценически она была построена так: я выводил королеву – Маргариту, сажал ее на плаху спиной к залу, и на нас – уже лицом к залу – шли гости Воланда. В начале сцены я сдергивал с Маргариты плащ, и она оказывалась голая, что по тем временам было невозможно себе вообразить. Любимов никак не мог выбрать основную исполнительницу роли Маргариты, хотя, как правило, он быстро определялся с первым составом и только с ним и репетировал. Но тут он репетировали со всеми, поскольку, насколько я понимаю, женская оголенность вызывала у него большой интерес. И мы подолгу и очень подробно репетировали эту сцену. А все Маргариты пытались как-то заклеить себе груди: кто-то на соски наклеивал себе, почему-то звезды, что было уже совсем порнографией, а одна исполнительница заклеила себе все крэпом, а крэп – это то, что в театре клеют как бороду. Я дважды забывал текст, потому что это был такой настоящий шок...
«Мастера» мы играли по 17 раз в месяц, билеты на него начинали спрашивать за 4 остановки метро! Это был очень куражный спектакль. Смешной. Живой. И это дало нам победу над всеми людьми, которые пришли к нам, понимая, что «Мастера и Маргариту» невозможно поставить. Он шел в бешеном темпе и длился 3 часа 20 минут.

Смотреть --> Золотой век Таганки. Мастер и Маргарита

Авторская программа Вениамина Смехова

Первый состав исполнителей, 1977 год: Мастер - Дальвин Щербаков, Маргарита - Нина Шацкая, Иешуа - Александр Трофимов, Левий - Константин Желдин, Понтий Пилат - Виталий Шаповалов, Воланд - Вениамин Смехов, Фагот (Коровьев) -Иван Дыховичный, Бегемот - Юрий Смирнов, Гелла - Татьяна Сидоренко, Азазелло - Зинаида Славина, Максимилиан Поплавский (дядя Берлиоза) - Готлиб Ронинсон

Ищите фотоальбомы и книгу воспоминаний Валерия Плотникова "Времена оттепели прошли" в магазинах Москвы и в интернет-магазинах.

В Москве можно приобрести перед спектаклем в театре Ленком.

Добавьте описание
Добавьте описание
Автор будет рад вашим существенным и интересным дополнениям к публикации в комментариях. Если вы видите ошибку, пишите в комментариях, автор не может знать всё и иногда совершает опечатки: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Комментируйте, соблюдая приличия, подписывайтесь на канал.