Начиная с восьмого класса, я ненавидела индивидуальные занятия и занятия в маленьких группах. Почему? Потому что я плохо соображала и предпочитала на уроке посидеть и послушать, а потом самостоятельно разобрать тему дома. Если же занятие индивидуальное, приходится вступать в контакт с преподавателем и чувствовать себя двоечницей, которая не может быстро ответить... Я прекрасно это понимала, но всё-таки перешла на домашнее обучение, не совсем понимая, что оно из себя представляет... Я думала, что надо будет самостоятельно изучать программу и приходить в школу только на контрольные, а оказалось, что нужно индивидуально заниматься со всеми учителями... И это был настоящий ад! Правда, в восьмом классе я добилась того, чтобы некоторые просто объясняли материал и не требовали делать ничего на уроке, задавая всё на дом. Но в одиннадцатом так уже не получилось... Я по-прежнему ждала, что мне просто всё объяснят, а потом отпустят, но приходилось думать, отвечать на какие-то вопросы, порой очень сложные... Я не знала ответов, потому что мы этого не проходили, а меня ругали... Учительница литературы чуть ли не с самого сентября требовала, чтобы я, прочитав текст, сразу устно выдавала развернутый ответ в формате ЕГЭ... Я, кстати, никогда так не делаю. Мои ученики только знакомятся с сочинением ЕГЭ, поэтому я не могу даже задавать его на следующий урок! Только через занятие! Это уже потом, в марте-апреле я буду говорить: "Во вторник с 18:00 до 20:00 Вы пишете сочинение, потом скидываете его мне". Сейчас еще рано... А уж сразу выдавать устно... Это высший пилотаж! Это о недостатках учителей. Мой недостаток - я не хотела закреплять задания на уроках. Просто я и так дома много работала! Зачем мне делать то же самое в стрессовой ситуации?
К счастью, среди моих учеников таких "плохих", как я, нет. Все очень мотивированные (из тех, кто остался), все без исключения задают вопросы (кстати, я никогда ничего не спрашивала), все самостоятельно делают домашку (а я иногда списывала, потому что не просила этих индивидуальных занятий)... Именно от них я узнаю, как быть хорошей ученицей на индивидуальных занятиях. И понимаю, как раздражают интроверты и те, кому всё понятно... Есть у меня такой! Посмотрим, как он напишет сочинение...
Общение с учениками помогает мне при изучении португальского языка... А надо сказать, что изучение языка для меня связано с барьером... После того, как ушла хорошая учительница английского, в классе произошла такая ситуация: все могут перевести текст, а я - нет! Только в вузе, где произошло то же самое, я поняла, почему, когда однокурсница дала мне телефон и попросила перевести с него... Но в школе я связывала это с тупостью... Почти на всех уроках английского языка я просто молчала: иногда не знала, что сказать, а иногда боялась. И, конечно, я боялась, что при изучении португальского с репетитором произойдет то же самое. Оказалось, нет! Страшно было только на первом уроке, а потом я начала с удовольствием говорить по-португальски... Я задаю вопросы, прошу больше домашнего задания... и понимаю, что если нужно что-то прислать, то это нужно сделать не накануне занятия, а заранее: преподавателю будет приятно. Может быть, преподаватель даже не знает, какие проблемы у меня были связаны с языком...