Жан Франсуа Милле. Анжелюс.
Жан Франсуа Милле родился в зажиточной крестьянской семье, со строгим патриархальным укладом. Здесь все трудились с раннего детства, возможно поэтому в картинах этого французского художника преобладает крестьянская тема.
Его художественная одаренность проявилась рано, в тринадцать лет. А в восемнадцатилетнем возрасте семья решила отправить его в соседний город учиться на художника. Перед отъездом бабушка напутствовала юношу: «Франсуа, никогда не рисуй ничего непристойного, даже если бы это было по приказу короля!» Уже не знаю, что там бабушка имела в виду - возможно, она видела когда-то фривольные сценки другого Франсуа - Буше, или была знакома с творчеством Ватто.
Соседний город-это Шербур, преподавателем там был Ланглуа де Шевревиль. По ходатайству этого художника Милле затем получает субсидию на обучение в Париже. Несколько лет уходят у художника, чтобы выработать свой стиль.
Этому способствовало и то, что в 1848 году он переселяется в деревню Барбизон под Парижем. В сарае он оборудует мастерскую для занятий живописью, а на небольшом участке земли возле дома заводит деревенское хозяйство.
Милле пишет картины, посвященные сельским работам .Как правило, человека Франсуа Милле изображает смиренным, наполненным спокойным достоинством.
На картине Анжелюс мы тоже видим крестьян, супружескую пару. Они заняты сбором урожая (по-моему, это картошка). День закончился, отсветы закатного, уже не видимого солнца, чуть окрашивают небосклон.
Вдалеке видна колокольня деревенской церкви, с которой по всей округе разливается звон колокола, призывающих вспомнить умерших. Анжелюс-вечерняя молитва об усопших.
Мужчина и женщина, прервав труд, тихо молятся. Каждый вспоминает своих родных.
Мне запомнился рассказ об этой картине лектора Третьяковской галереи Евстратовой Елены Николаевны (о, доковидные времена, мы покупали абонементы и посещали эти чудесные образовательные лекции!!!). Ей представляется, что эта чета потеряла ребенка, и они сейчас вспоминают его.
С тех пор и мне это кажется. Они какие-то очень одинокие, принявшие судьбу, тихо и очень искренне горюющие. Фигуры людей четко вырисовываются на фоне поля и неба, они словно объединены этим контуром и общим горем.
#франсуа милле #французская живопись #рассказы о картинах