Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Как выявить сетевую зависимость? Пушкин или соцсеть? Моя история

Мысли напоминали тараканов, больших и маленьких коричневых тараканов, которые хаотично метались по стенам студенческого общежития, стоило только ночью внезапно включить свет. Тараканы в моей голове были особенные, писательские, поэтому при включенном компьютере они не только не разбегались, а напротив, толпились, наползали, и даже огрызались, пытаясь доказать свою архи-важность для судеб человеческих. И чем мельче был таракан, тем более заносчивым он был и тем более важным хотел казаться.

Один сказал: «Напиши о зависимости людей от социальных сетей. Когда 4 октября произошел общемировой сбой в Фейсбук, Вотсап и Инстаграм, то в Америке зафиксировали шквал обращений в психологическую службу поддержки с жалобами на симптомы, характерными для посттравматического расстройства. Это же супер-горячая тема!»

Спасение человечества из сетевой паутины

«Хорошая мысль» - подумала я, и вдохновленная тараканом, тут же уточнила психологические нюансы проблемы у своего психолога, и принялась вытаскивать человечество из сетевой паутины. Окрыленная этой важной общепланетарной миссией, я на одном дыхании выдала страницу текста, перечитав которую… беспощадно нажала «Delete».

Нет, написано все было идеально, читалось увлекательно и легко, да и с точки зрения раскрытия психологических аспектов сетевой зависимости – все подробно разложено по полочкам, вот только душок исходил от текста какой-то нехороший. Я пыталась рассказывать людям о том, как избавиться от сетевой зависимости будучи сама зацикленной на своих семи сетевых площадках, в числе которых канал Яндекс Дзен. А когда слепой поведет слепого, то оба в яму упадут. Знакомо, не правда ли?

Моя сетевая история

Мой день начинается в пять утра. Просыпаясь, я первым делом беру смартфон, лежащий рядом на тумбочке, и едва открыв глаза, наощупь в темноте включаю заветный голубой экран. Приятное мерцание и вот цифры новых лайков, репостов, тексты комментариев, а в Дзене я еще отслеживаю аудиторию, подписчиков и монетизацию – весь этот объем информации устремляется в мой непробудившийся разум. Из сна я выхожу прямиком в виртуальный мир интернета, втягивая в себя, словно бетононасос, информацию, появившуюся в соцсетях за те семь часов, пока я спала.

Вы только задумайтесь: вставать в пять утра, чтобы первым делом отследить реакцию на свою новую статью аватарок с зайчиками, волчиками и фейковыми фотографиями, за которыми, быть может, даже людей реальных нет. Это уже потом я иду на проходку в парк, занимаюсь спортом, завтракаю и делаю необходимый объем утренних телодвижений, чтобы в девять утра вновь засесть за компьютер и уйти в виртуальный мир, в котором я пробуду до самого вечера с небольшим перерывом на обед.

Вечером, ложась в постель, я держу смартфон в руке, чтобы сделать скрины станиц в соцсетях, фиксируя напоследок кто и что написал в ответ на мою статью или видео. Как и любой зависимый, я получаю удовольствие от предмета/объекта своей зависимости, в данном случае - от реакции читателей на мой труд. Реакция пользователей - это и есть то, ради чего каждый приходит в соцсеть. Важно даже не столько, чтобы эта реакция была положительной, столько то, чтобы она сама по себе была.

Сетевая зависимость не выносит забвения

4 октября 2021 года, когда произошел глобальный сетевой сбой, многие пользователи испытали неконтролируемую тревожность. Это был самый частый симптом, с которым они обратились на горячие линии к психологам. Люди не понимали причину накрывшего их состояния, но подтверждали, что началось все после того, как из странички в соцсетях стали недоступны. Пользователям казалось, что это не Фейсбук дал сбой, а их самих словно выключили. Они восприняли проблему соцсети, как свою, почувствовав себя обесточенным аватаром. В собственном восприятии себя без странички в соцсети и без сетевой ленты их тоже словно не существовало. В тяжелых случаях, когда зависимость поглощала человека, подчинив его волю и рассудок, фиксировались настоящие невротические расстройства.

Соцсети берут быстрым удовольствием

Конечно, я могу сколько угодно убеждать себя, что все под контролем и что стоит мне только захотеть – в любой могу отказаться от соцсетей и убить свои аккаунты, вот только в реальности даже мысли не возникает в эту сторону. Когда же какой-то залетный таракан приносит что-то такое провокационное – я тут же его бью тапком, придавливая железобетонным аргументом: «Зачем отказываться от того, что доставляет удовольствие и даже иногда генерит какую-то копеечку?». В этом суть проблемы. Соцсети становятся для человека источником удовольствия. Они воруют его каждую свободную минуту, и чем дальше, тем настойчивей вытесняют интерес к реальной жизни. Снабжая человека сжатой поверхностной информацией и развлекающими картинками/видео, соцсети засасывают его в виртуальную жизнь, где не нужно напрягаться, чтобы получить удовольствие. Но и это еще не все.

Сетевые алгоритмы

Самое страшное это то, что алгоритмы соцсетей начинают формировать картину мира, рекомендуя пользователю определенный контент. И если раньше мировоззрение человека формировалось под воздействием книг, в том числе художественной литературы, заставляющей человека думать, осмысливать, анализировать, развивающей воображение, обогащающей его внутренний мир и пополняющей словарный запас, то сейчас, чтобы добраться до книги, человеку требуется преодолеть череду препятствий из гаджетов: смартфона, компьютера, игровой приставки, «умных» часов, телевизора… - слишком много искушений.

Первая стадия зависимости

Одна из начальных стадий алкоголизма сопровождается фразой самому себе: «Я себя контролирую и в любой момент могу бросить». Зависимость от соцсетей это такая болезнь, как зависимость от алкоголя, табака, азартных игр, химических веществ, но в отличие от перечисленных - общественно непорицаемая, а нередко и одобряемая, когда речь идет о доходах с рекламы или вбросе ангажированных идей.

Контролирую ли я сетевую зависимость?

Задумалась, контролирую ли я свою сетевую зависимость? Чтобы понять это – резко выключила телефон и отправилась спать. Увы, не тут-то было. Ворочалась час. Началась «ломка». То и дело всплывал колкий комментарий, на который не успела дать ответь. Мысли в голове «чесались» и носились все теми же ночными тараканами - так хотелось поскорее сказать наглецу в комментариях свое «фе». Пять раз ходила на кухню, машинально забрасывая в себя все, что попадалось на глаза и оказывалось в зоне досягаемости отбившихся от обезумевшего разума рук: виноград, сыр, колбасу, печенье, оливки, отвар шиповника, помидоры, сливы, пюре ложкой из кастрюли и даже аджику. Чтобы сместить акцент на другой объект удовольствия – решила освежить в памяти «Евгения Онегина». Кто победит в моем случае: Пушкин или соцсеть?

Ваш ответ:

Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"
Жанна Швыдкая, писатель, автор книг "Огранка", "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни"

По традиции после каждой статьи я публикую видео для хорошего настроения и смелой мечты. В объективе сегодня – осенний Санкт-Петербург.

Город пригласил на танец осень. Он закружил ее ветром вальса, роняя золотые пряди на старинную брусчатку мостовых. Роскошь ее одежд подчеркивала строгость его парадных мундиров с мраморной канителью и эполетами из фонарей. Сквозь изящную решетку Михайловского сада мелькало безупречное небо, синью отражаясь в каналах и в Неве. Солнечный луч скользил по куполам собора Спаса на Крови, играя светом в ее улыбке. Моя прогулка по Санкт-Петербургу:

Город пригласил на танец осень. Мой Санкт-Петербург

Жанна Швыдкая
Жанна Швыдкая

#психология #сетеваязависимость #общество #психологическоездоровье #каксправитьсясзависимостью #интернет #соцсети #гаджеты #здоровье #виртуальныймир