Черепаховый панцирь с давних пор использовали для отделки ювелирных украшений и предметов интерьера. Превосходные декоративные свойства этого материала отразились на численности популяции рептилий. В большинстве стран теперь закон запрещает или строго ограничивает вылов черепах, действуют запреты на ввоз и вывоз предметов с черепаховой отделкой. И это правильно. А мы можем насладиться красотой превосходных шкатулок и табакерок, созданных ювелирами из этого материала в XVII-XVIII веке, которые мы можем посмотреть, со всем уважением к черепашьему племени.
Исключительная шкатулка, украшенная инкрустацией черепаховым панцирем и перламутром, длина 33 см, Турция, конец XVII века. Шкатулка принадлежала историческому лицу — Клоду Александру де Бонневалю (Хумбараджи Ахмед-паша, 1675-1747), краткая биография которого приведена в конце статьи.
Шкатулка из собрания Рудольфа Нуреева, отделанная черепаховым панцирем и слоновой костью, вероятно, Гуджрат, Индия, XVII век.
Шкатулка из черепахового панциря с золотым пике, Неаполь, середина XVIII века
Пике или пике-пойнт (пике-пуант) – это техника декорирования, которую изобрели итальянские мастера XVI-XVII веков. В заготовке просверливались отверстия, в которые вставлялась золотая или серебряная проволока, затем излишки спиливали, а поверхность изделия шлифовали. Иногда золотая или серебряная проволока впаивалась горизонтально. Такой прием декорирования называется пике куле.
Табакерка с изображением птицы, летящей над цветущими кустами, отделанная черепаховым панцирем с золотым орнаментом пике, вероятно, Дрезден, около 1710 г. Орнамент пике этого типа, сочетающий в себе маленькие и большие точки, характерен для мастеров Дрездена, хотя его тематика близка к рисункам, представленным в «Японском трактате Сталкера и Паркера», впервые опубликованном в Англии в 1688 году.
Табакерка в форме картуша из черепахового панциря с золотым пике, украшенная бриллиантами, около 1710-2020 гг.
Черепаховая шкатулка в стиле Людовика XVIв золотой оправе с золотым узром пике, Жан-Адриан Максимилиан Вашетт, Париж, 1784 г.
Черепаховая табакерка в позолоченной серебряной оправе, вероятно, немецкой или итальянской работы, длина 7,5 см, около 1730-1740 гг.
Черепаховая табакерка, украшенная фигурами комедии Дель-Арте в серебряной оправе, вероятно, немецкой или итальянской работы, длина 8 см, около 1730-1740 гг.
Черепаховая табакерка в позолоченной серебряной оправе, вероятно, немецкой или итальянской работы, длина 7,5 см, около 1730-1740 гг.
Черепаховая шкатулка в позолоченной серебряной оправе, вероятно, неаполитанской работы, длина 8,3 см, около 1720-1730 гг.
Черепаховая шкатулка в позолоченной серебряной оправе, вероятно, неаполитанской работы, длина 12,5 см, около 1730-1740 гг.
Черепаховая шкатулка в золотой оправе с лаковой миниатюрой в восточном стиле, Пьер-Гийом Салло, Париж, 1781 г.
Черепаховая шкатулка в серебряной оправе с перламутром в стиле рококо, Германия, 1730-1740 гг.
Черепаховая табакерка в золотой оправе с золотым узром piqué posé et point, Неаполь, около 1750 г.
Черепаховая табакерка с золотым инкрустированным декором в стиле шинуазри, длина 8 см, Неаполь, около 1730 г.
Черепаховая табакерка с пасторальным сюжетом, инкрустированная золотом, длина 8 см, Неаполь, около 1760 г.
Табакерка из светлого черепахового панциря с золотым пике (piqué posé et point), Неаполь, середина XVIIIвека
Табакерка из черепахового панциря с инкрустацией перламутром и серебром, вероятно, Германия, середина XVIIIвека
Табакерка из черепахового панциря с золотым пике (piqué posé et point), Париж, около 1740 г.
Табакерка из светлого черепахового панциря с инкрустацией золотом и перламутром, Франция, около 1720 г.
Табакерка в стиле Людовика XVI из светлого черепахового панциря с инкрустацией розовым и желтым золотом, Шарль Бриссон, Париж, 1785 г
Овальная шкатулка из панциря черепахи с инкрустацией золотом и перламутром, Неаполь, первая половина XVIIIвека.
Историческая справка
Необычайная жизнь Клода-Александра графа де Бонневаль (1675 — 1747) – это история приключений и превратностей судьбы человека, испытавшего все капризы фортуны в бурную эпоху авантюрных подвигов, возможных в семнадцатом и восемнадцатом веках. Родившийся в 1675 году в дворянской семье, де Бонневаль с отличием служил во французской армии в начале Войны за испанское наследство, а также в Нидерландах. Однако, несмотря на его очевидные военные способности, ссора с французскими военными властями в 1704 году заставила молодого де Бонневаля бежать и поступить на службу в австрийскую армию, где он служил в чине генерала под командованием принца Евгения Савойского. Карьера Бонневаля шла в гору, он проявил большую храбрость в серии кампаний против его соотечественников-французов, а затем против Турции, был ранен в Петервардейне в 1716 году.
Тем временем судебное разбирательство против него во Франции было прекращено, он посетил Париж, где и женился на дочери маршала де Бирона. Однако через короткое время он вернулся в австрийскую армию, которая вела военные действия против Турции на территории Болгарии. Блестящая карьера Бонневиля в Австрии закончилась ссорой с принцем Евгением, который послал его в качестве капитана артиллерийского орудия в Нидерланды. Неуправляемый нрав де Бонневаля и там привел к неприятностям. Очередная ссора с маркизом де При, заместителем губернатора в Нидерландах закончилась тюремным заключением и смертным приговором, который на его счастье был отменен. Император заменил приговор лишением свободы сроком на один год и ссылкой. Бонневаль был возвращен в Вену, лишен звания, титулов и почестей и сослан в Венецию.
Не надеясь на продолжение карьеры в Европе, Бонневаль предложил свои услуги турецкому правительству. В этот период де Бонневаль обратился в ислам и взял имя Ахмед. Осман-паша, признавая его военные навыки и опыт, принял де Бонневаля, теперь известного как Хумбараджи Ахмед-паша, на службу. Он получил должность Великого Сеньора (генерал-губернатора) при правительстве Хекимоглу Али-паши, а вскоре после этого стал консультантом Великого Визиря. Его задачей было реформирование в турецкой армии артиллерийских войск по европейскому образцу.
Сначала карьера Хумбараджи Ахмеда-паши была успешной, он много работал над улучшением и восстановлением Османской армии посредством различных проектов, в том числе созданием карт. В 1738 году он попал в немилость и был сослан в Кастамону. По возвращении через год ему так и не удалось полностью восстановить свое прежнее влияние, и его основным занятием стало снабжение Порты комментариями о европейских политических событиях. Он продолжал жить в своем доме в районе Байоглу, который состоял из двух частей, одна из которых была оформлена в восточном стиле, а другая — в европейском. Каждую неделю он приглашал османов либерального толка, чтобы обсудить с ними философию и политику.
Хумбараджи Ахмед-паша умер в 1747 году и похоронен на кладбище Мевлеви-хане в Галате. Его мемуары были опубликованы принцем де Линь как Mémoire sur le Comte de Bonneval (Париж, 1817 г.).
Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ
Больше информации о ювелирах и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:
Приятного просмотра!
#шкатулка #табакерка #черепаха #панцирь #пике #куле