Для первобытно – общинного строя были характерны следующие черты:
•Наличие лишь примитивных орудий труда. Невозможность произвести больше, чем потребляется
•Экономическое равенство обуславливало и политическое равенство.
Общественная (социальная) власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими чертами:
•Базировалась на семейных отношениях. Основа организации общества был род (родовая община). Социальная структура была представлена: вождем, советом старейшин, членами рода
•Была непосредственно общественной (строилась на началах первобытной демократии)
•Опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода.
Первобытная власть именовалась потестарной (от лат – власть, мощь)
Социальные нормы догосударственного периода
Социальные нормы – правила поведения, которые регулировали семейные, имущественные, трудовые, земельные и иные отношения):
•Обычаи – исторически сложившиеся в результате многократного повторения правила поведения
•Религиозные нормы – правила поведения, основанные на религиозных предписаниях
•Табу – запреты, касающиеся каких –то действий, например, инцеста, убийства, кражи и т.д
Появились мононормы – единые, нерасчленённые специфические правовые нормы, которые регулировали отношения внутри племени.
Предпосылки появления государственности
Экономические причины:
1.На определенном этапе развития происходит совершенствование орудий труда
2.Переход от «присваивающей» экономики к «производящей»
3.Возрастает производительность труда, появляется избыток продуктов
4.Возникает частная собственность
5.Появляется социально – классовое расслоение общества
6.Защита частной собственности требует формирования специального «охранительного» аппарата
7.Зарождается государство как аппарат подавления одного класса другим
Социальные причины
•Разложение рода
•Возникновение моногамной патриархальной семьи
•Появление общества, основанного не на кровнородственных связях, как, например, род а, связанного общностью территории, на которой проживают все члены этого общества
Сильное влияние также оказал и религиозный фактор. Именно религия сплачивала разрозненные первобытные племена в единую общность – народ и придавала власти сакральный, т.е. священный характер
Демографические и военные причины
•Великое переселение народов в первые века нашей эры
•Миграция и связанные с ней процессы расселения
•Необходимость противостоять внешней агрессии
•Итог – образование союзов племен
•Именно военные быт консолидировал первобытное общество, способствовал объединению родственных племен в единый народ
Возникновение государственности у различных народов мира
2 пути:
Восточный (азиатский):
До возникновения государства существовала лишь общая, коллективная собственность, частная собственность появляется только с возникновением государства, после появления социального расслоения общества
Государства Древнего Востока, африканские государства, Америка, Океания
Западный (европейский):
Главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, а на стадии протогосударства происходило интенсивное формирование частной собственности, иными словами, на базе частной собственности складывается государство
Государства, расположенные на территории Центральной Европы
Фридрих Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделил следующие формы происхождения государств (только в отношении европейских стран):
•Афинская форма – Прообразом формы послужила Древняя Греция. Классическая форма государства по Энгельсу. Главным условием формирования государства стали внутренние противоречия между национально однородным обществом афинян, а именно между рядовыми общинниками и родоплеменной знатью
•Римская форма – Прообразом формы стал Древний Рим. Главное условие формирования государства – конфликт интересов между коренными жителями Рима- патрициями и завоеванными племенами – плебеями
•Древнегерманская форма – Прообраз – Франкское государств у древних германцев. Необходимость трансформации в связи с интенсивным разрастанием территории в результате захватнических войн.
Теории происхождения государства и права
Теологическая (Божественная) теория
•Одна из первых теорий, сопоставляющих процесс возникновения государства и права процессу сотворения Богом мира. Следовательно, любая светская власть является результатом проявления Божественной воли, а значит, производной, вторичной.
•Поэтому государство, его институты и право – вечны, незыблемы и святы, и их следует принять как данность, полученную свыше, и не пытаться изменить установленный Богом порядок.
•Закон – это продолжение религиозной догмы, т.е. Божественной воли
•Эту теорию нельзя доказать и опровергнуть: вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога
•В настоящее время – официальная доктрина Ватикана и ряда исламских государств
Марксистская (классовая, экономическая)
•Государство есть результат изменений социально – экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними.
•Государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим.
•Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, поэтому с уничтожением классов ликвидируется и само государство.
•Право – выражение и закрепление воли господствующего класса
•Право – явление производное от государства
•В бесклассовом обществе право будет не нужно, как и государство
Договорная школа государства и школа естественного права
•Государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания
•Было время, когда не было ни государства, ни права. Люди находились в «естественном состоянии».
•Отсутствовала власть, способная защитить человека от человека, преследующих свои интересы.
•Для устранения порока «насилия» люди объединились и заключили между собой договор о создании государства.
•Согласно договору люди передают часть своих прав государству и берут на себя обязательство подчиняться государственной власти, соблюдать отношения между людьми, защищать от внешней агрессии
•При нарушении условий – народ имеет право на революцию, т.е. на изменение условий договора
Психологическая теория
•Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека, а именно потребности индивида жить в коллективе, его стремлению к поиску авторитета, желанию одних людей повелевать, а других – готовностью подчиняться ради гарантии иметь безопасность и быть защищенными.
•Психика служит центральным фактором действенности права, а именно: закон, не нашедший отклика у граждан, вряд ли будет ими исполнен.
Патриархальная теория
•Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
•Разрастание ведет к появлению поселений, которые затем преобразуются в государство
•Глава семьи становится главой государства – монархом
•Монарх – отец всех своих поданных, отец народа.
•Государство – это большая разросшаяся семья
Органическая теория
•Государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток – людей и имеющему волю.
•Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, т.о. обеспечивается нормальное функционирование всего государства
•Между государствами существует естественный отбор. В результате выживают самое приспособленные
Ирригационная теория
•Возникновение государства связано с потребностью строительства гигантских ирригационных (водных) сооружений в аграрных областях.
•Эти работы диктовали необходимость создания жесткого централизованного аппарата управления с формированием многочисленного класса управленцев – чиновников.