Когда сотрудниками движет какая-либо мотивация, они работают гораздо лучше. Замотивированные работники не только охотно выполняют поставленные перед ними задачи, но и приходят к руководителям с инициативами, как можно улучшить тот или иной процесс на предприятии. Мотивация сотрудников подарит вам следующие преимущества:
- внедрение инструментов управления будет происходить намного легче, так как работники будут заинтересованы в том, чтобы предприятие росло и развивалось, и будут делать всё, чтобы к этому прийти;
- в вашу компанию захотят попасть высококвалифицированные специалисты, зная, что они будут работать в коллективе, нацеленном на эффективную работу;
- вам будет легче делегировать свои функции сотрудникам, так как вы будете знать, что ими движет не только желание заработать деньги, а чувство долга по отношению к вашей компании, и они будут стараться делать всё качественно;
- вам не будут передавать неоконченную работу, которую сотрудник не выполнил только потому, что ему лень было этим заниматься.
Обычно, когда владельцы думают о том, как мотивировать команду, им приходит в голову только повышение зарплат. Но деньги — это самый низкий уровень мотивации сотрудников. Подробнее обо всех уровнях можно почитать в предыдущей статье. Действуя таким образом, владелец никогда не получит коллектив, который действительно хочет работать. Он получит людей, которые хотят всё больше денег.
Есть 10 способов нематериальной мотивации сотрудников, которые мы рассмотрим подробно в этой статье.
Привилегии
Привилегии — какие-либо особые возможности для сотрудников, которые не доступны ни для кого больше. Возможно, его привилегии будут заключаться в том, что он один сможет в любое время использовать служебную машину или же просто входить в кабинет владельца без стука. Привилегии необязательно должны быть какими-то сложными и замудрёнными. Даже самые простые вещи в любом случае очень вдохновляют сотрудников, так как они начинают ими гордиться.
И, будучи вдохновлёнными получаемыми привилегиями, сотрудники будут с большим энтузиазмом выполнять свою работу, чувствуя себя особенными.
Символы
Символы — это то, что внешне обозначает статус: таблички на дверях кабинетов, бейджики, значки и т. д. Для сотрудников за этим всегда что-то стоит. Некоторые сотрудники готовы ради эти внешних атрибутов бороться за какую-то должность или же отвоёвывать себе лучшее место в офисе.
Ошибка, которую делают предприниматели, — они дают символы авансом. Они думают, что если сейчас назовут человека «вице-президент», то в нём появится больше сил и желания работать. Но это неправильно. Сотрудник должен заслужить символы. Давайте их в награду только тем, кто уже показал результаты и заслужил их.
Командные и коллективные мероприятия
Это любые взаимодействия всего коллектива: поездки, походы и т. д. На таких мероприятиях сотрудники начинают больше узнавать друг друга в процессе общения, и это создаёт атмосферу взаимопонимания в коллективе. Как следствие, сотрудники начинают больше любить свою компанию.
Помимо этого, сотрудники видят, что компания заботится о них, как о членах команды. И в результате им тоже хочется заботиться о своём предприятии. Они начинают лучше работать, проявляют больше творчества.
Но, чтобы не переборщить и не устраивать подобные мероприятия так часто, что сотрудники от них устанут и не будут уже воспринимать, как что-то хорошее, организовывайте подобное только за какие-то общие заслуги.
Обучение
Обучаться и принимать участие в конференциях, которые организует и оплачивает компания, обычно отправляют лучших работников.
Обучение всегда повышает мотивацию благодаря тому, что делает человека сильнее. В результате этого он становится квалифицированнее.
При этом обучать можно чему угодно, даже вещам, которые не относятся непосредственно к области ответственности работника, потому что, когда человек ощущает себя сильным в одной области, он начинает работать продуктивнее и во всех остальных.
Карьера
Карьерный рост — это очень мощный способ мотивации.
При появлении в вашей компании нового человека вы обязаны прописать его будущую карьеру с большой перспективой. И неважно, какую должность он будет занимать. Когда работник видит, что из него собираются вырастить менеджера или директора, достичь этого — становится его целью. У него появляется мотивация приносить больший результат, потому что он понимает, что его карьера от этого зависит.
Поэтому всегда показывайте сотрудникам их карьерную лестницу. Возможно, они не смогут по ней взобраться, но по крайней мере будут стараться, и это принесёт компании большую пользу.
Лицо компании
Этот способ стал популярным с развитием социальных сетей. Он позволяет становиться публичной фигурой, выступающей от имени предприятия.
Любой компании необходимо продвигать свой бренд, для этого создаются страницы в соцсетях, каналы на YouTube и прочее. И компании надо выбрать сотрудника, который будет представлять компанию и говорить от её имени на всех площадках. Многим людям нравится внимание и популярность, и, если вы привлечёте именно такого человека, он захочет больше работать и стать лучше, зная, что лицом компании должен быть эксперт.
Единственное, что не даёт предпринимателям использовать этот способ мотивации, — это страх. Они думают: «А что, если я сделаю из него звезду, а он потом куда-то уйдёт». Во-первых, ваша компания от этого совершенно ничего не потеряет, потому что этот человек всегда представлялся, говорил, от какой он компании, и рекламировал только ваши продукты. Вы просто поставите на его место другого и будете работать так же. Во-вторых, если вы прокачиваете человека и делаете из него публичную личность, зачем ему уходить?
Прокачка личных целей сотрудника
Речь идёт о тренингах, которые помогают сотруднику лучше распланировать его жизнь и карьеру. Эти тренинги очень важны, так как чем более целеустремлённым становится человек, тем больше он хочет получать от работы и отдавать взамен.
Цели — это то, что помогает человеку вырабатывать энергию. Поэтому, когда вы помогаете человеку установить его личные цели, у него появляется больше сил, и это хорошо влияет на его эффективность.
Война. Соревнование. Битва
Война между филиалами, подразделениями и т. д, то есть между двумя группами людей, также способствует мотивации.
Когда в вашей компании воюют филиалы, это хорошо. Это значит, что они пытаются победить друг друга с точки зрения дохода, предоставленных услуг, качества продукции и т. д. И вы должны поддерживать эту битву, подводя итоги каждый год и награждая самых результативных наградами, местами и подарками.
Когда у людей есть реальный противник, они следят за его результатами и понимают, что они в чём-то сильнее, в чём-то — слабее. Это наполняет людей энергией и заставляет работать ещё более активно с целью победить.
Организовывайте такие войны, и все ваши подразделения будут держать планку. При этом не надо бояться, что ваши сотрудники перегорят, работая в таком темпе. Намного страшнее, если им будет не хватать мотивации.
Игры среди сотрудников
Когда вы измеряете результаты сотрудников в количественных показателях, игры становятся отличным способом мотивации. Они носят название «геймификация». Сейчас уже не осталось ни одной крупной преуспевающей компании, которая не использовала бы этот метод.
Игры могут быть любыми (короткими или длинными), но главное, чтобы они были.
Вдохновляющие цели компании
Это мощнейший мотиватор для каждого сотрудника. И это должна быть не просто цель заработать миллион, это должна быть целая идеология.
Например, у Google — это «обеспечить людей во всём мире информацией». И ведь Google это сделал, он изменил полностью наш подход к обучению и получению данных. И все хотят работать в этой компании, даже не ради больших зарплат, а просто для того, чтобы являться частью такой большой компании, приносящей такие результаты.
Владелец компании должен сформулировать эти цели и регулярно доносить до всей команды. И в момент, когда вся команда это понимает и проникается этими идеями, возникает необычайно высокая нематериальная мотивация.
Людям нужен смысл жизни. Установив глобальные цели в компании, вы можете обеспечить их этим смыслом.
Выводы
Повышение эффективности сотрудников напрямую зависит от повышения уровня их мотивации.
Мотивация персонала — мощнейший инструмент, который даёт владельцу возможность создать коллектив, работающий без постоянных пинков и приносящий впечатляющий результат. При этом денежное вознаграждение — это самый низкий уровень мотивации. По-настоящему сильный коллектив можно построить, только вдохновляя сотрудников нематериальными способами.