Найти в Дзене

Колокольня в селе Поречье. Уникум высотой 94 метра

В поездке по Золотому Кольцу стоит заглянуть в село Поречье-Рыбное. От Ростова Великого его отделяет не более 16-ти километров.

Без преувеличения, на месте эмоции зашкаливают при виде уникального памятника - «Пореченской «свечи» высотой 94 метра! Её изображения присутствуют на всех популярных сайтах «Самые высокие колокольни России».

Вид храмового комплекса в селе Поречье-Рыбное
Вид храмового комплекса в селе Поречье-Рыбное

Несмотря на рекордный рост, колокольня очень стройна, «породиста», аристократична.

Колокольня в Поречье-Рыбном, 1799 г.
Колокольня в Поречье-Рыбном, 1799 г.

В её облике угадывается рука опытного зодчего, в совершенстве владеющего приёмами академической школы конца 18 века. Своему творению он придал динамику неукротимого взлёта.

Арка колокольни
Арка колокольни
Четверик в основании колокольни с. Поречье
Четверик в основании колокольни с. Поречье

История её тесно связана с графами Орловыми, легендарными братьями, возведшими на престол императрицу Екатерину II.

В качестве награды государыня щедро одарила своих сторонников земельными угодьями. Её фаворит Григорий Орлов в числе обширных владений получил торговое село Поречье-Рыбное близ Ростова Великого.

Ф.С. Рокотов, Портрет графа Григория Григорьевича Орлова в латах Ф.С. Рокотов, Портрет Екатерины II. Из открытых источников
Ф.С. Рокотов, Портрет графа Григория Григорьевича Орлова в латах Ф.С. Рокотов, Портрет Екатерины II. Из открытых источников

После его смерти в 1783 году вотчина отошла младшему из братьев Орловых – Владимиру (1743-1831).

Портрет молодого графа В.Г. Орлова, неизвестный художник конца 18 в. Из открытых источников
Портрет молодого графа В.Г. Орлова, неизвестный художник конца 18 в. Из открытых источников

В молодые годы граф обучался в Европе, где всерьёз увлёкся астрономией. Тогда он хорошо усвоил главное «правило звездочёта»: «Чем выше башня, тем ярче звезды».

И по преданию, возвратившись, пожелал возвести в своем имении колокольню, равной которой не было во всей Европе.

Верхние ярусы колокольни в Поречье
Верхние ярусы колокольни в Поречье
Внутренний вид колокольни
Внутренний вид колокольни

Не правда ли, легенда красивая, романтичная: звёздное небо и граф-мечтатель наедине со светилами.

Но, как известно, Пореченская колокольня строилась «при отеческой опеке» графа в 1799 – 1801 гг., когда ему было уже 58 лет. И получается, что слишком уж долго он шел к своей мечте.

Охранная табличка
Охранная табличка

Более правдоподобной выглядит версия, связывающая появление колокольни с бурной строительной деятельностью Владимира Орлова в его подмосковном имении Семёновское-Отрада. Работы начались в 1775 году, и шли на огромной площади в 300 десятин.

Портрет графа В.Г. Орлова, начало 19 в. Из открытых источников
Портрет графа В.Г. Орлова, начало 19 в. Из открытых источников

Известны слова графа об этом масштабном замысле: «Призвал я лучшего в то время архитектора, и указал он мне место на высокой горе построить тут трехэтажный барский замок и церковь». Историки полагают, что «лучшим архитектором» мог быть знаменитый зодчий Карл Иванович Бланк.

Но, как часто бывает, в планы вмешались непредвиденные обстоятельства. Уже в ходе строительства Орлова постигла серия финансовых неудач. В проект пришлось внести серьезные коррективы: высота дворца была уменьшена до 2-х этажей, и строить его решено было не на горе, а внизу - в пойме реки Лопасни.

Вид усадьбы Семеновское-Отрада, середина 19 в. Из открытых источников
Вид усадьбы Семеновское-Отрада, середина 19 в. Из открытых источников

По воспоминаниям современников, граф Владимир горько сожалел об этом. С его слов: «Замок, выстроенный на возвышенности, был бы виднее и великолепнее».

Очевидно, бюджетные упрощения коснулись усадебной церкви, также помянутой выше Орловым. Храм был освящён графом … во имя своего небесного «тёзки», святого благоверного князя Владимира. С таким-то честолюбием - звонить бы храмоздателю «во все колокола»!

Но у возведенной церкви не было колокольни. И лишь в 1835 году, уже после смерти Орлова, зодчий Доменико Жилярди надстроил над трапезной ярус звона.

Храм Св. князя Владимира в Отраде. Фото конца 19 века. Из открытых источников
Храм Св. князя Владимира в Отраде. Фото конца 19 века. Из открытых источников

Нужно добавить, что ансамбль Отрады замышлялся графом Владимиром как торжественный мемориал Орловых, призванный восславить могущество и величие рода. В мавзолее, возведенном близ храма, с почестями были похоронены все братья Орловы, начиная с легендарного Григория.

Мавзолей графов Орловых в усадьбе Семёновское-Отрада. Не сохранился. Из открытых источников
Мавзолей графов Орловых в усадьбе Семёновское-Отрада. Не сохранился. Из открытых источников

Они как главные сподвижники великой Российской императрицы, достойны были памятника особенного, из ряда вон выходящего. Такую роль могла сыграть грандиозная 44-х саженная колокольня, видная за десятки вёрст.

Памятник императрице Екатерине II в усадьбе Семёновское-Отрада. Не сохранился. Из открытых источников
Памятник императрице Екатерине II в усадьбе Семёновское-Отрада. Не сохранился. Из открытых источников

В угоду амбициям графа, она имела бы все шансы получить в народе именование «Владимир Великий» - по аналогии с Иваном Великим.

Действительно, даже небольшая реконструкция облика усадьбы, выполненная в графическом редакторе, превращает её в величественный замок. А всего-то дом поднят на гору (как замышлял Орлов), да добавлена колокольня.

Эскиз реконструкции изначального «нагорного» проекта усадьбы Семёновское-Отрада
Эскиз реконструкции изначального «нагорного» проекта усадьбы Семёновское-Отрада

Так или иначе, грандиозная «свеча» в Отраде не состоялась. Но проект ее, скорее всего, был сохранен Орловым до лучших времен.

Но с какой бы стати графу вдруг понадобилось через четверть века воплощать свой замысел в отдаленной доходно-экономической вотчине Поречье-Рыбное?

В.Г. Башков, Вид села Поречья. 1857 г. бумага, акварель, гуашь.  Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». Из открытых источников
В.Г. Башков, Вид села Поречья. 1857 г. бумага, акварель, гуашь. Собрание музея-заповедника «Ростовский кремль». Из открытых источников

Ответ имеется в записях сына Орлова, графа Александра Владимировича. Он оставил в дневнике следующую запись: «В селе Поречье церковь богатая, стала в 50.000 рублей. Крестьяне построили ее без всякой посторонней помощи. Много здесь домов каменных, крестьяне очень богаты».

То есть, успех стройки обеспечила некая финансовая инициатива местных толстосумов!

Дом Щелягина в Поречье-Рыбном, 1780-е гг.
Дом Щелягина в Поречье-Рыбном, 1780-е гг.
Дом Долматовых-Чечиловых, сер. 18 в.
Дом Долматовых-Чечиловых, сер. 18 в.
Река Сара в Поречье-Рыбном
Река Сара в Поречье-Рыбном

На месте складывается впечатление, что колокольня заимствована из некого крупного проекта, и чьей-то могучей волей перенесена в ярославскую глубинку. Настолько она превосходит своим масштабом скромные реалии Поречья.

Площадь села Поречья-Рыбного, фото начала 20 в. Из открытых источников
Площадь села Поречья-Рыбного, фото начала 20 в. Из открытых источников

В храмовый комплекс к тому времени уже входила красивая шатровая звонница церкви Петра и Павла. И ставить рядом добавочный столп никакой необходимости не было.

Вид Поречья, фото начала 20 в. Из открытых источников
Вид Поречья, фото начала 20 в. Из открытых источников

Заслуживает внимания другой поразительный факт. Чтобы привязать высотную доминанту к центру площади, алтарь церкви Никиты Мученика пришлось разместить не с восточной, а с западной стороны храма! Это дерзко противоречит церковным канонам. Такое мог себе позволить лишь сиятельный граф, обуянный чувством немалого честолюбия.

Вид колокольни в Поречье, фото начала 20 в. Из открытых источников
Вид колокольни в Поречье, фото начала 20 в. Из открытых источников

Сам же граф Владимир Григорьевич почитал Пореченскую колокольню венцом своей строительной деятельности. На одном из документов сохранилась начертанная его рукой резолюция: «Церкви обе очень хороши, а колокольня редкость. Жаль испортить вид у церквей, а тем паче, у колокольни… она есть лучшее строение. Делайте же не на время, а навсегда».

Ф. И. Шубин, Мраморный портрет графа Владимира Григорьевича Орлова. 1770-е гг. Государственная Третьяковская галерея. Из открытых источников
Ф. И. Шубин, Мраморный портрет графа Владимира Григорьевича Орлова. 1770-е гг. Государственная Третьяковская галерея. Из открытых источников

Не правда ли, последняя фраза звучит, как завещание потомкам: «Делайте не на время, а навсегда»!

Современный вид колокольни
Современный вид колокольни
-25