Найти в Дзене
Сергей Поздняков

Веном 2. Кратний обзор

Первый «Веном» примечателен тем, что рассорил кинокритиков со зрителями так, как не удалось даже новым «Звёздным войнам». Рецензенты наперебой ругали его за ленивый сценарий, детсадовские шутки и слабые спецэффекты, однако аудиторию, судя по оценкам и сборам, всё устроило. Она увидела в картине Рубена Фляйшера привет кинокомиксам ранних нулевых — ещё не таким выхолощенным, но ламповым. А заодно принесла «Веному» кассу в $800 млн., так что появление сиквела стало исключительно вопросом времени. И оно наступило, пусть и несколько позднее, чем планировалось.

-2

Итак, после событий первой части прошёл год. Спасение мира не принесло Эдди Броку никаких особых дивидендов: он всё так же живёт в своей холостяцкой берлоге, сводит концы с концами и к тому же находится под следствием из-за взрыва ракеты фонда «Жизнь». Энн к нему, кстати, так и не вернулась, и вообще у неё с доктором Дэном дело идёт к свадьбе. Веному тоже живётся несладко, ведь Брок держит его на курино-шоколадной диете и совсем не даёт есть человеческие мозги, даже если речь идёт о каком-нибудь уличном отморозке. В общем, симбиоз как-то не задался — вместо мирного соседства одни споры да взаимные оскорбления. Да ещё и серийный убийца Клетус Кэссиди, сидя за решёткой, проявляет к Эдди какой-то нездоровый интерес: напрашивается на интервью, называет другом, посылает стрёмные открытки. Но это всё пустяки по сравнению с тем, что грядёт. В результате крайне неудачного стечения обстоятельств часть инопланетного симбиота попадает в организм Кэссиди, и он становится смертоносным чудовищем по прозвищу Карнаж. Если первый «Веном» напоминал супергероику двухтысячных, особенно «Женщину-кошку», то второй переносит прямиком в лихие 90-е — эпоху кэмпа, китча и форменного безумия. Он так и просится в один ряд со «Спауном» и «Бэтменом и Робином», и если вы способны сегодня получить от них удовольствие, то «Веном 2» — ваше кино.

-3

Прежде всего, фильм гораздо ярче первой части. Буквально. У Рубена Фляйшера Сан-Франциско получился нагромождением серо-коричневых коробок, а финальная схватка проходила при таком скверном освещении, что одного симбиота с трудом можно было отличить от другого. В сиквеле всё иначе. Город заполнили неоновые огни и колоритные локации вроде заброшенного приюта, мрачной психушки «Рейвенскрофт» или роскошного готического собора. Ещё чуть-чуть и получится Готэм. Да и вообще снято всё гораздо сочнее и изобретательнее, чем раньше. Для Энди Серкиса это всего лишь третья полнометражка в качестве режиссёра, но он уже не стесняется по-хорошему выпендрёжных приёмов типа внезапной анимационной вставки. К тому же сказывается его огромнейший опыт работы с motion capture — и Веном, и его противник выглядят и двигаются на порядок естественнее, чем в первой части. Тут можно было бы сказать, будто они живее, чем настоящие актёры, но это была бы откровенная ложь. Том Харди опять отрывается, как в последний раз. В сиквеле он выступил соавтором сценария и наверняка самолично заточил историю под свою фирменную буффонаду, которая в первом «Веноме» покорила даже тех, кто от фильма плевался. Но там его очаровательное кривляние и перепалки с нарисованным симбиотом остро контрастировали с общей серостью и невнятным тоном картины. Теперь же на экране полноценный цирк, и клоунада — один из главных номеров. Причём не только в исполнении самого Харди.

-4

Вуди Харрельсон предсказуемо прекрасен в роли Карнажа. Он переигрывает так, как не переигрывал, кажется, со времён «Прирождённых убийц», но, как и в случае с кислотной сатирой Оливера Стоуна, это часть задумки. Клетус Кэссиди и должен быть эдаким ультра-маньяком, похожим на мультяшку-убийцу из «Кто подставил кролика Роджера?». Он и споёт, и спляшет, и поорёт, как сумасшедший, и глаза страшно выпучит — в общем, сделает всё, чтобы каждое его появление на экране вне облика нарисованного монстра того стоило. А вот про Наоми Харрис, которая играет возлюбленную маньяка, тоже самое сказать не получается. Мутантка Визг старательно изображает Харли при Джокере-Карнаже, но ввиду отсутствия харизмы скорее раздражает. Зато Мишель Уильямс получила куда больше интересного материала, чем в первой части. Из любовного интереса Эдди её героиня Энн переквалифицировалась в здравомыслящую приятельницу, на чью долю приходится пара относительно забавных эпизодов.

-5

Вообще то, что «Веном 2» даже не пытается прикрывать свою абсурдность и комичность, идёт ему на пользу. Больше никакого закоса под серьёзную научную фантастику, хоррор или супергероику — только разухабистый трэш и ковровая бомбардировка шутками. Да, далеко не все из них попадают в цель, но качество компенсируется количеством, так что хотя бы пару раз вас наверняка расколет. Аналогично со сценарными решениями. Сама история прямее некуда, но идей в ней намешано на три фильма сразу. Тут и конфликт Брока с Веномом, и становление Кэссиди, и подпольные эксперименты над мутантами. Работает, не работает — не важно. Главное, чтобы полтора часа были заполнены до отказа. То, что фильм резали отчаянно и не очень аккуратно, заметно невооружённым глазом — на это указывают некоторые явно переозвученные диалоги и совсем уж неловкие переходы от сцены к сцене. Хотя Энди Серкис и говорит в интервью, что фильм с самого начала задумывался плотным и стремительным, кажется, что на полу в монтажной остался по меньшей мере час. А ещё кого-то наверняка возмутит рейтинг PG-13. Дескать, у нас тут маньяк бегает и головы людям отгрызает, а на экране ни капли крови. Впрочем, это можно списать не только на корпоративную жадность, но и на верность канонам. В конце концов, в самом известном комиксе про Карнажа, «Максимум резни», к которому частично и отсылает сюжет, сама резня остаётся за кадром или далеко на заднем плане, и никого это особо не смущает. Серкис и так сделал экшен настолько жёстким, насколько позволили ограничения. Хотя всё равно хочется однажды увидеть какой-нибудь «серкискат», где космическим чудищам позволено жрать людей не только спиной к камере.

«Веном 2» — беззастенчиво тупое кино, очаровательное в своей непосредственности. Поклонникам первого фильма оно почти гарантированно придётся по душе даже больше оригинала, но и те, кто от него плевался, вполне могут переметнуться в другой лагерь — до того пьянящая атмосфера веселья царит в этом шапито.