Мулла читает молитвы и благословения. Под свадебным платком лица Нишахан не видно. Но мне ясно, что невеста волнуется. Руки, сложенные на коленях, слегка дрожат. И это неудивительно, потому что именно сейчас кульминация свадьбы. После обряда никох Халим и Нишахан станут мужем и женой.
Памир – место уникальное. Несмотря на то что некоторые блага цивилизации до него добрались, люди здесь свято чтут заветы предков. Убедилась в этом, побывав на свадьбе. Заодно разузнала об экзотических обрядах, через которые должна пройти каждая пара.
Сразу скажу, что из-за того, что на Памире проживают разные народности, обычаи разнятся от поселения к поселению. Но есть три важных шага, без которых памирская семья не состоится.
Все начинается со сватовства. Здесь очень дорожат репутацией. Если сватам откажут, семья жениха окажется в неловком положении. Чтобы не терпеть насмешек, старшее поколение идет на хитрости.
Иногда вопрос решают с глазу на глаз отцы семейств. Но чаще в разведку отправляют родственников. Нишахан рассказывала, что к ним по-соседски зашла тетя Халима. И перевела обычный разговор на тему брака с любимым племянником. Так как семьи друг друга хорошо знают, дело сладилось легко. После чего уже договорились об официальном сватовстве.
Что мне в рассказе показалось странным, так это визит тех самых сватов ближе к ночи. Оказывается, это местный способ обмануть злых духов, которые могут расстроить договоренность.
Считается, что тьма помогает исполнить сокровенные желания. Памирские аксакалы говорят, что брак будет удачным, если попросить о нем в ночь на среду, четверг, пятницу или субботу.
После успешного сговора начали готовиться к свадьбе. В это время Халим избегал не только невесту, но и будущих свекров. Если же встречались случайно, то не разговаривал и в глаза не смотрел.
У нас такое поведение могли бы посчитать оскорблением, а у горцев это признак уважения. Парень блюдет репутацию будущей жены.
Но так поступают не по всему Памиру. Меня удивило, что у некоторых этносов просватанным позволяются вольности. К примеру, у киргизов южного Синьцзяна после уплаты калыма парень получает право тайком встречаться с невестой. Как правило, по ночам.
На самом деле тайные встречи – секрет Полишинеля. Жених заранее уведомляет о визите либо жену одного из братьев невесты, либо ее тетю. Информацию втихую передают и матери девушки. Единственный, кого не ставят в известность, – отец.
Но если учесть, что и он когда-то был молодым, то думаю, что и без женских новостей в курсе происходящего. По обычаю, самое важное, чтобы будущий зять в это время не попался ему на глаза.
Жители Ванчского хребта в этом вопросе еще более либеральны. Старинный обычай кынголь-бози разрешал жениху тайно навещать девушку для любовных ласк. Близкое знакомство друг с другом, впрочем, не должно переходить определенных границ. Женщина должна сохранить невинность до брачной ночи.
Кульминация памирской свадьбы – обряд никох. Без него даже в наши дни брак считается недействительным. Проводят ритуал в доме невесты.
Когда никох должен был начаться, мы хотели отойти в сторону. Подумалось, что нам, как случайным гостям, не разрешат наблюдать эту религиозную церемонию. Однако никто не был против. Только попросили тоже присесть на колени перед молитвой.
Признаюсь, наблюдать было волнительно. Молодым поднесли большое деревянное блюдо. На нем – пиала с водой, хлебные лепешки и кусочки вареного мяса. Мулла, прочитав молитвы, опустил в пиалу немного мяса и кусочек лепешки. После этого Халим отпил воды, съел кусочек мяса и хлеба. Те же действия повторила Нишахан. С этого момента брак заключен.
Воду, оставшуюся в пиале, друг жениха выплеснул на дерево во дворе. Замахнулся так, что брызги попали на верхушку. И это еще один обычай. Местные верят, что если удачно окропить дерево, любовь в семье будет разрастаться, как зеленые листья.
Говоря об экзотике, узнала, что еще лет 50 назад женщины в Памире выходили замуж за деревья. Интересно? Пишите в комментариях.