история борьбы с самим собой
Сначала им овладело отвращение, следом пришел страх такой силы, что отказали ноги. "Господи, возьми меня к себе..! Зачем ты заставил меня родится! Зачем ты отнял душу мою от себя и вверг ее в эту мерзость? Ты же видишь как душа моя рвется назад к тебе. Прекрати страдания мои, дай умереть и снова слиться с тобой, господи… господи… господи.. И жить невозможно и умереть грех..".
Таким было начало борьбы Антония с самим собой.
Врожденное или приобретенное отвращение к людям или, что реже к самому себе, движет отшельниками… Никаких иных мотивов нет в их поведении.
Антоний родился мизантропом. Ненавидеть и бояться людей начал с раннего детства. Воспитание и образование получил дома, вне коллектива. Когда умерли его родители, страх перед окружающим миром окончательно овладел им. В 20 лет он бросил все имущество, оставил жизнь среди людей и скрылся в самоизоляцию.
Эволюция причудливо тасует геномные комбинации. В основном выпадают комбинации обычные, но иногда, очень нечасто появляются примечательные крайности.
Антоний безусловно был незауряден в своей мизантропии. Прожив в непрерывном затворничестве от 20 лет до своей смерти в возрасте 105 лет, он стал автором феномена религиозного отшельничества. После смерти к имени Антония присоединили определение Великий и превратили его в религиозного доминанта. Его стали изображать на иконах.
Вот пример
В обычной живописи Антоний также приобрёл популярность, главным образом благодаря упоминанию о героической борьбе с соблазном в условиях самоизоляции. С тем самым…
Со времен ринашименто художники изображают Антония именно так - в процессе борьбы с собственным гормональным фоном. Обычно рядом с Антонием рисуют девиц готовых на все и самого Антония реагирующего на девиц самым неожиданным образом. Получается прелестно! Мне как-то стало весело и я свел некоторые особо забавные работы в отдельную публикацию вот здесь. В каком только виде не рисуют эти милые художники Антония во взаимодействии с девицами!
Но в действительности веселья в пожизненном уединении Антония не было вообще. Мне не удается представить во что может превратиться жизнь при общении исключительно с продуктами питания в течение 85 лет подряд. Что-то героическое в этом есть.
Вся биография Антония это иллюстрация того как организм сапиенса медленно, очень медленно пытался стать нормальным и вернуться обратно к людям. Вернуться он не смог. Ему не хватило для этого даже 105 лет жизни.
Биография Антония позднее была спародирована Толстым в прелестной повести "Отец Сергий", но в ином контексте. В отличие от реального Антония герой Толстого, князь Касаткин - лихой офицер без врождённых отклонений в виде отвращения к людям. По ходу сюжета у него происходит резкая трансформация мировоззрения и кутила уходит в схиму. Причиной постигшего князя Касаткина удара, стала дамочка. Выяснилось, что его невеста была любовницей императора. Сапиенс мужеского полу пережить такое может с трудом. Как же так, имущество мое, а им уже оказывается попользовались! Далее он постепенно превращается в "святого" отшельника ровно также как и его прототип Антоний. Но финал истории у Толстого иной.
Процесс возвращения к нормальной жизни у его героя случился вдруг и по той же причине. Оздоровляющее действие снова сыграла женщина. Нет, он не поддался дамочке, которая решила развлечься такой редкостью как соблазнение "святого старца" (а "старцу" между прочим еще не исполнилось и сорока лет!). Тем не менее она своей провокацией вернула его к жизни. После суровой сцены, где герою Толстого пришлось отрубить себе палец, чтобы не поддаться дамочке, он резко приходит в себя, плюет на свое затворничество, на "святость"и из "отца Сергия" превращается в нормального мужчину. Уходит и возвращается в жизнь. Ну и как же руководителям церкви после такого любить Толстого!
У Антония все было много тяжелее. Женщины всю жизнь мерещились ему, но без всякой пользы. Исходные причины ненормальности Антония содержались не в его мировоззрении, а в гораздо более фундаментальном месте - в структуре лимбической, неконтролируемой части мозга.
"Подвиг" Антония заключался не в борьбе со своим гормональным фоном, но главным образом в медленном и очень упорном преодолении своей врождённой ненормальности.
К концу жизни Антонию стало легче, он даже произнес речь перед скоплением людей. Но к нормальной жизни он, в отличие от героя Толстого, так и не смог вернуться.
Мы знаем как трудно, почти невозможно избавиться от своих врожденных свойств характера. Всю жизнь вы остаетесь таким каким родились! Попытка исправить себя и переделать врожденную структуру мозга может стать подвигом, но результат будет невелик… С чем родились с тем и умрете…
А вот мировоззрение поправить проще. Оно непрерывно корректируется жизненным опытом. Именно поэтому герой Толстого и смог вернуться в нормальную жизнь. Но как сказано выше, проблема Антония была рождена не его мировоззрением, она имеет объективное физиологическое основание. При таких начальных условиях процесс преобразования себя становится и вправду похож на подвиг. А на самом деле он становится непрерывным, бессмысленным и почти бесполезным разбазариванием своей жизни и сил.
Теперь, после экскурса в нюансы биографии Антония, обратимся к триптиху Иеронимуса.
Триптих был назван "Искушение святого Антония".
Название неверное, что будет ясно из дальнейшего
Как и иные триптихи Босха этот также следует рассматривать слева направо. Информационный принцип подачи материала Босхом прежний: слева - постановка проблемы, в центре - процесс решения проблемы, справа - достигнутый результат.
Левая створка. Исходное состояние Антония.
В левой части Босх иллюстрирует исходное внутреннее состояние Антония. Оно отчаянное. Жить он не хочет, а умереть ему не позволяет христианское мировоззрение. Так Босх и рисует. Вверху эмоциональная сущность Антония отчаянно кричит Богу, чтобы он забрал его к себе. Внизу тело Антония едва живо и не в состоянии даже передвигаться самостоятельно без помощи служителей церкви. Н-да. Начало его самоизоляции было предельно тяжёлым.
Смотрим детали
Средняя часть триптиха
В средней части показан процесс борьбы Антония с самим собой в течение 85 летней самоизоляции. Кроме этого Босх показывает также и мировоззрение Антония, его отношение к различным людям и к их занятиям.
Настоящий мизантроп! И вот в таком состоянии он и жил в затворничестве все 85 лет.
Единственная надежда Антония - на основателя религии. Но его нет на земле. Он распят.
В правой части показан результат этой борьбы.
Кое в чем Антоний достиг прогресса. Некоторые свои ужасы он уничтожил. Некоторые стали более безобидными. Концентрация на себе любимом уменьшилась, появился интерес к социальным вопросам.
Смотрим галереи.
Прогресс несомненно есть. Но в целом результаты ничтожные. Гормональный фон наконец-то простился и удалился. Девицы стали восприниматься нормально, но возбуждать перестали просто потому что Антоний постарел. Личной его заслуги в этом нет.
Отвращение к людям также поубавилось, но не вследствие собственных усилий, а благодаря тому, что люди стали преклоняться перед его доминантностью, в больших количествах приходить к "святому" за помощью и стали его "почитать". Соответственно, почитание явилось источником позитивных эмоций и человечество постепенно перестало выглядеть таким уж мерзким как раньше. Нейромедиаторы и гормоны стали вырабатываться в более сбалансированном соотношении. Антоний немного успокоился.
Теперь самое главное.
Как менялось выражение лица Антония в процессе его жизни? Он медленно, очень медленно улучшал свое внутреннее состояние. Смотрим.
Что же в конце?
Далее следуют две равновероятные трактовки выражения лица Антония на правой створке триптиха.
- Иеронимус нарисовал Антония в состоянии полной успокоенности. Гормональный фон ушел и Антонию наконец-то полегчало. Девицы перестали возбуждать. А народ стал очень и очень уважать.
- Босх позволил себе пошутить. Гормональный фон у Антония ушел. При виде голой дамочки Антоний погрузился в мечтательность. Теперь уже можно совершенно безопасно помечтать о... Мучений вслед за этим уже не последует.
Возможно, Босх имел ввиду оба варианта сразу.
Предполагать третий вариант, например, что Антоний впал в состояние деменции нет оснований. Такой вариант я отрицаю. Босх не рядовой художник, чтобы рисовать заурядности. Он был крайне скептичен по отношению к человечеству и его бессмысленным занятиям. В том числе к таким как отшельничество.
Я склоняюсь к сумме вариантов 1 и 2.
Правильное название триптиха "Преодоление святого Антония".
Выводы.
Босх весьма реалистично иллюстрирует историю человека с врожденным психологическими отклонениями избавиться от которых ему полностью так и не удалось даже за 85 лет непрерывной борьбы. Но настойчивая и непрерывная борьба не бывает полностью бесполезна.
Есть ли другие предположения?
До встречи.
Post scriptum
Антоний встречается и в других работах Босха. Посмотрим, соответствуют ли сделанные выводы тому, как изображает Иеронимус Антония в других работах.
1. Триптих святых отшельников (Святые Антоний, Иероним и Эгидий)
Сравнительная характеристика сразу трех отшельников одновременно.
Итак Босх точно и недвусмысленно характеризует личности этих трех отшельников.
Антоний слева изображен на крайне мрачном фоне - это состояние его психики и отношения к окружающему миру. Но девица занимает его сознание непрерывно! Она тут главное действующее лицо.
Иероним в центре не был мрачной личностью Он был человеком действия и действия позитивного. В частности он перевел Библию в отличие от иных могучих преодолевателей последствий спермотоксикоза. Со своим телом он также боролся, но под влиянием надуманного и неестественного понятия "греха". В частности я читал кажется в дневниках Леонардо цитату из высказываний Иеронима на эту тему в том смысле, что как ни борись, а тело все равно хочет. Выводов из этого он правильных не сделал. А они просты - желания не следует отрицать, ими не следует злоупотреблять. Только и всего. Иероним был психологически здоров, но сбит с толку ложными христианскими шаблонами. Соответственно, Босх изображает внутреннее состояние Иеронима совсем иначе чем Антония. Фон позитивен, выполнен светлыми красками и уродцы присутствуют в минимальном количестве.
Правая часть посвященная Эгидию нейтральна и малоинформативна. Эгидий случайно попал в святые. Его по ошибке подстрелил стрелой один рыцарь видимо на охоте, после чего этот рыцарь активно исправлял свою ошибку. Но народу понравилось и народ приделал к Эгидию термин "святой". Повод ничтожный, а потому и у Босха на правой створке ничего примечательного не обнаруживается, кроме стрелы в организме Эгидия. Как же это забавно!
2. Еще Антоний
В этой работе мы видим, что Антония по-прежнему окружают всякие внутренние проблемы. Босх иллюстрирует это, рисуя всяких монстров и чудиков кругом Антония. Но таковых уже немного. И выглядят они довольно мирно. Тем не менее эти существа по-прежнему не похожи на людей, а следовательно проблемы с мировосприятием у Антония остались.
Девушку здесь Босх не рисует. Выработка андрогенов у Антония снизилась до нуля и дамочки ему уже не мерещатся. О чем же он так задумался? Посмотрим на его лицо - зеркало души.
"Зачем жил? И сам не знаю. Может быть господь меня простит когда умру". Лицо выражает именно эту эмоцию. Интеллект не обнаруживается. Сверху картины за голубой стеной надо полагать райские кущи... Все, о чем ему осталось мечтать.
По делам его суди его. Какие дела остались после Антония? Тривиальные тексты в виде непрерывных ссылок на чужие слова в Библии как на истину, которые никому сегодня не интересны, не нужны совсем и о которых 3/4 человечества вообще никогда не знало и не узнает никогда. У этой части человечества свои "святые" на Антония не похожие ничем и свои "истины". И висят в музеях только анекдоты про Антония в виде картин художников... Жалкая судьба.
Итак, я окончательно прихожу к выводу, что Антоний имел характер нездоровый, истеричный и именно этот характер привел его к отшельничеству. Осознавал ли это Босх или нет, но как хороший художник он сознательно, либо интуитивно воспроизвел свое представление о внутреннем мире Антония образно и весьма реалистично.