Нарушив хронологию своего повествования, расскажу вам сейчас ещё про один поход, а потом перейду уже к нашим низменным, равнинным приключениям в Крыму.
Сегодня пятый - голубой, как яркое горное небо - день нашего пребывания в Алуште. Выдержала положенные три дня с момента ушиба по рекомендации доктора Романенко - и снова дальний путь.
Но мы пока даже не догадывались насколько дальним он окажется.
Автобус 106 на Генеральское отправляется с автовокзала Алушты ровно в семь. Следующий и последний рейс только в 14 часов. Мы проснулись рано, но вызвали для подстраховки такси. Проехали привычное расстояние неспешным шагом в полчаса за 250 рублей, чтобы сэкономить время и силы.
Дорога в сторону Судака очень красива. Нам открывался вид на прекрасный рассвет над морем и горные гряды, похожие на складки покрывала.
Водитель Александр Иванович очень вежлив со всеми. Приветствовал каждого пассажира как родного и желал хорошего дня. Столько добрых слов в одной маршрутке редко услышишь. Только вот его слова о том, что дорогу осилит идущий, сказанные в наш адрес, оказались не совсем верными. Возможно, у каждой из нас троих собственный ритм во всём.
Я - жаворонок, Рада - сова. А Фаина - в непонятном пока переходном состоянии, которое можно описать как "медведь собравшийся в зимнюю спячку". Зато Фаина ходит быстрее нас всех, я - медленная не только из-за травмы ребра, а Рада постоянно останавливается, чтобы собирать по пути интересные артефакты.
Магазин в Генеральском встречает нас обилием котиков, а продавец имеет скептический взгляд на наш поход:
- Тут нескольких дней будет мало.
Мы направляемся навестить нашу весеннюю знакомую - бабу Раю, которая с утра уже хлопочет во дворе. Баба Рая с 1939 года -ровесница моей мамы. Ходит с палочкой, но очень шустрая, в доброй памяти. Нас узнала сразу.
- Всё у вас получится - даже не сомневайтесь. А я за вас молиться буду. Держитесь всегда правой тропинки. В горах телефон не ловит, дорогу уточнить по интернету не сможете.
В самом конце марта мы заехали в Генеральское с вещами, кочуя по Крыму, чтобы увидеть знаменитый водопад Джур-Джур. А вместе с ним увидели ещё прекрасную двойную радугу, попав под дождь.
" Радугой с нами Бог разговаривает" - так баба Рая говорит.
Много она молитв знает и хорошо поёт псалмы. Родилась в Средней полосе России. В Крым переехала в пятидесятые годы. Домик добротный у неё, с русской печкой и погребом для разных заготовок и вина. За полгода, что не виделись, купила новенький холодильник. Нас зовёт к столу на овсяную кашу с яблоками и зелёный чай. Мы с утра не поели как следует и рады такому приглашению. А она, как дитя, рада нашим гостинцам, даже целует пряник тульский в виде денежки. Котики трутся о ноги, как будто тоже узнали нас.
Записали в её журнал посещений или попросту дневник свой визит: кто, когда, откуда. В прошлый раз оставались с ночевкой за небольшую денежку и долго рассматривали старые фотографии. Интересна очень судьба человека.
Нам в дорогу достались вкусные груши из сада; инжир из морозилки, словно фруктовый лёд, от которого дети были в восторге; ещё зелёный лук да огурчики - сплошные витамины.
Благословлённые бабой Раей мы отправились в путь.
Позже я вспомнила такой момент из разговора с ней:
-У меня мама, как Вы, с 1939 года рождения, но давно уж нет её. Зато жива ещё крёстная мама - тётя Шура Гришина. Они вместе в садике детском работали, сдружились.
Мы с мамой были крещены в один день -мне тогда было 5 лет, маме - сорок. До той поры родители мамы всё против были крещения.
Тёте Шуре оставалось жить меньше суток. Я, конечно, этого не знала и почему-то не почувствовала.
Она ушла в мир иной накануне земного дня рождения своей подруги Зины - моей мамы. Светлая память!
....Мама приснилась мне, вскоре после того, как её ни стало, радостная. Она шла по яркому осеннему лесу и пела, улыбаясь мне. Я всё мечтала увидеть тот лес из сна. И когда мы начали свой подъём со стороны Генеральского на Демерджи, я узнала этот волшебный лес.
Обойдя дом бабы Раи слева, мы перешли через мостик, оставили позади себя футбольное поле. Дальше должны были быть сады.
Надо сказать, что за весь поход, люди нам не встречались.
В самом начале дороги решили еще раз уточнить маршрут у местных. Двое добрых молодцев сказали нам, что мы можем пройти и через водопад Джур-Джур, и по верхней дороге, уходящей влево. На водопаде мы были весной, поэтому выбрали новый для нас левый путь. "Если солнце за спиной, значит двигаться в том же направлении" - было сказано нам. Пока за спиной у нас виднелась красавица Стол-гора.
Время на часах было 9:24, когда дорога круто пошла вверх, мимо мирно позвякивающих колокольчиками коровок. Похоже на сады. Значит, пока идём верно. Мы могли бы увидеть источник на месте храма святой Анастасии. Но что-то пошло не так.
Шли уже более четырёх часов, а вершины все не было видно.
Путь напоминал нам подъём по трахиту на гору Бештау, что на Кавказских Минеральных Водах. И высота примерно похожа.
Кто бывал там, тот представит себе, а кто ещё не успел побывать - очень рекомендуем.
В лесу иногда стоял вкусный грибной дух. Чем ближе к плато, тем чаще попадались хвойные деревья с очень ярким запахом. На равнине мы такого запаха точно не встречали.
Только ближе к четырём вечера мы твёрдо стояли на плато, которое было бескрайним. Тогда начали понимать, что наша цель - знакомый путь к Лучистому - ещё очень далеко.
Зато с погодой нам повезло: такого безоблачного тёплого денёчка не было за весь наш приезд. Видимость была отменной. Мы могли разглядеть знакомые очертания строений внизу, например, храм в Малореченском, о котором ещё вам расскажу.
Одна из дочек опрометчиво предложила заночевать среди такой красоты. Но мы, конечно, не были к этому готовы. Все имеющиеся тёплые вещи уже были надеты, однако плохо согревали нас на открытом пространстве.
Нам бы хотя бы попасть к водопаду Джурла... Но мы заплутали на плато. Последний ориентир - это лавочка с двумя ящиками по бокам неизвестного назначения. Если спуститься от неё ниже, можно попасть в хвойные заросли, где мы и согревались.
Вспоминая вывеску "конные прогулки", в шутку предложила спускаться на лошадках. А наша Рада на полном серьёзе решила вызывать МЧС (связь наконец стала проявлять признаки жизни!). Фаина же протестовала: "Стыд и позор нам - путешественникам! Давайте сами спускаться. Кажется, я вижу вдали очертания Долины Приведений." На самом деле Фаина просто была одета теплее нас всех!
Только позвонили, минут через десять увидели машину. Чудеса!
Но МЧС так быстро добраться к нам не смогли бы, ведь это не такси. Та машина, завидев свет наших фонариков, бодро свернула в противоположном направлении. То были платные туристы. Об этом узнали позже от наших спасателей.
Их (спасателей) было трое, и приехали они минут через сорок. Похвалили нас, что находились на том же месте, откуда отправили сигнал о помощи. Проявили к нам мягкость и доброжелательность, так что от Фаининых тревог "опростоволоситься" не осталось и следа.
Самый разговорчивый из парней был Володя. Он спросил нас о том, на каких горах мы ещё успели побывать. Вспомнили Медведя в подснежниках. При этом нужно было крепко держаться за поручни при спуске и беречь голову от случайных ударов при "болтанке". Фаина последовала примеру Володи и села сползла прямо на пол машины.
Такие они, "крымские горки"! Покруче американских будут.
Домой вернулись даже раньше обычного: довезли нас ребята до самого места нашего житья-бытья. Очень хотелось их отблагодарить, но в ответ на стремление услышали: "Родина за всё уже отблагодарила".
И только в квартире обнаружили новую пропажу того же самого Фаиненого телефона с местной сим-картой. То есть снова остались без связи! Такое ощущение, что есть неведомые нам флюиды между Демерджи и именно телефоном младшей дочки. Не хочет гора нас так просто отпускать.
Телефон благополучно переночевал в машине МЧС и был возвращён нам утром. А мы, воспользовавшись этой ситуацией, передали-таки ребятам тульский пряник!
Наши мысли в походе:
- Нужно обязательно попросить у горы благословления, поклониться ей перед началом пути. Мы это сделать забыли;
- Какое бы отчаяние не накатило, а жить-то хочется. Так баба Рая говорит, а мы с ней полностью согласны;
- Тропинка идущая сразу вверх не всегда приведёт к вершине;
- Поговорка "один снаряд дважды в одну воронку не попадает" в нашем случае не работает. Это я о повторном случае с телефоном;
- Время в горах очень важно, а деньги могут быть совершенно бесполезны;
- Хорошо бы почаще записывать координаты, чтобы потом составить карту пройденного пути;
- Стоит попросить о помощи, не думая о гордости.
P. S. Возможно, эта ситуация была как проработка непроработанного (в прошлом году я серьёзно повредила лодыжки, но после получения травмы не стала обращаться в скорую и, находясь под воздействием болевого шока, сама дошла до дома. Позже, придя в больницу, помощь уже не получила).
P. P. S. Эта статья писалась у меня частично в Алуште, частично - в поезде "Севастополь -Москва", частично - рано утром на вокзале города Рязани (там даже холоднее, чем было на плато после заката)), поэтому прошу строго меня не судить за качество.