Найти тему

РОССИЯ, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ| СНОХАЧЕСТВО

В. Е. Маковский, «Свекор»
В. Е. Маковский, «Свекор»
«Нигде, кажется, кроме России, — нет по крайне мере того, чтобы один вид кровосмешения приобрел характер почти нормального бытового явления, получив соответствующее техническое название — снохачество».

- В. Д. Набоков

Действительно, из европейской истории многие помнят такую практику как «Право первой ночи» - право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая ее девственности. Хоть с современной точки зрения данный факт смотрится дико, изучая историю феодальной зависимости и рабства можно понять ход мыслей феодалов, пользующимся этим правом. Люди воспринимались не как личности, а как вещь, с другой стороны сами крестьянские мужья зачастую рассматривали лишение невинности своих жён феодалом как знак отличия. Такой странных ход мыслей средневекового человека. Однако российская практика снохачества удивляет и поражает гораздо сильнее средневековых извращений европейцев.

Жюль-Арсен Гарнье «Право первой ночи»
Жюль-Арсен Гарнье «Право первой ночи»

Снохачество — практика в русской деревне, при которой мужчина — глава большой крестьянской семьи состоит в половой связи с младшими женщинами семьи, обычно с женой своего сына.

Сия практика получила распространение в XVIII-XIX, то есть буквально на рубеже XX века, в православной России процветала извращённая средневековая система. Снохачество конечно же осуждалось православной церковью, но долгое время не подвергалось какому-либо общественному, церковному или государственному контролю. Лишь только в 1918 году Поместный собор Русской православной церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве такового, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, и снохачество. То есть, только после революции и прихода к власти большевиков, которые, как мы все знаем, разрушили институт брака, запретили венчания и ввели бездушную регистрацию в органах ЗАГСа, церковь признала существующую извращённую практику на официальном уровне.

Заседание собора
Заседание собора

Практику снохачества объясняют многими причинами. Первая - это сам крестьянский быт и состоявшиеся правила вхождения в брак. Парни и девушки, с подачи своих отцов, были сосватаны и вступали в брак уже в 12-13 лет, часто, мальчику, не достигшему ещё даже 14-ти летнего возврата подбиралась в пару 16-17 летняя девушка. Отцы, пользуясь неопытностью своих сыновей, проводили такие браки с дальнейшей целью пользования молодой невесткой. Так же, на практику влияли отход молодого супруга из семьи в результате рекрутского набора, а это, на протяжении XIX века от 20 до 7 лет службы, либо уход в города на заработки.

Снохачество здесь распространено потому, что мужья уходят на заработки, видятся с жёнами только два раза в год, свёкор же остаётся дома и распоряжается по своему усмотрению.

- Безгин В. Б. Правовая культура русского села.

И. К. Репин, «Проводы новобранца»
И. К. Репин, «Проводы новобранца»

Склонение к половой связи со стороны свекра обычно сопровождались подарками, а часто просто шантажом и угрозами. Молодая невестка в доме жениха и так подвергалась унижениям со стороны матери и отца жениха. Ей доставались самые тяжелые работы по дому и постоянные упреки со стороны более «мудрых» членов семьи. На это и давил свёкр, обещал не принуждать к тяжелым работам, защитить от свекрови. В большинстве случаев, невестка, уже подвергавшаяся придиркам, соглашалась на такие условия, отказавшиеся же подвергались многократно усиленному унижению, непомерной работе, а за частую и побоям. Свёкр так же мог в отместку наговорить на сноху сыну, что она имеет связь с другим мужчиной.

В. М. Максимов, «Лихая свекровь».
В. М. Максимов, «Лихая свекровь».

А было ли спасение у девушек от такого назойливого приставания? В семье жениха конечно же нет. Волостные суды так же самоустранялись от таких дел, если даже особенно отчаянная девушка решалась заявить о таком позоре публично. Когда уже свершившаяся связь вскрывалась мужем, девушке так же это не сулило ничего доброго - виновной признавалась сама невестка, получала в свой адрес соответствующие прозвища, а со стороны мужа подвергалась классическим, скрепоносным побоям.

Жена была избита до полусмерти; волосы наполовину были вырваны, лицо превращено в один сплошной синяк, тело исщипано, одежда изорвана в мелкие клочки, так что женщина очутилась на улице совсем нагая.
Ф. С. Журавлев, «Приезд извозчика на родину»
Ф. С. Журавлев, «Приезд извозчика на родину»

Явление снохачества стало утихать само собой с распадом жёсткой патриархальной семьи. Сначала сами молодожены и созданная ими новая ячейка общества стали жить отдельно от родителей и общего большого крестьянского дома, в связи с чем снохачество стало невозможно физически. После революции же и последовавшим за ней переустройством всего общества и осуждением прошлой практики, снохачество окончательно было изжито из строящегося нового социалистического государства и вспоминалось как неприглядная страница царского патриархального консервативного быта малообразованного зависимого крестьянства. Снохачество - это и есть одна из частичек России которую мы потеряли!

В рубрике "Россия - которую мы потеряли" я буду рассматривать историю быта царской России, наглядно показывая, что скрывалось за вальсами Шуберта и хрустом французской булки. Если данная тема интересна и вы хотите продолжения - оцените пожалуйста данную статью или напишите об этом в комментарии. Всем спасибо!