Найти тему
Свое Дело Плюс

Спальные районы Петербурга превратят в хабы

В Петербурге представили крупнейшее в мире архитектурное бюро Nikken Sekkei на выставке мировых проектов, которая открылась в Доме Архитектора. Компания, в которой работают 2 тысячи архитекторов, проектирует "Хрустальный корабль" на Охтинском мысу и предлагает изменить Петербург с точки зрения транспорта и жизни вокруг него. Ведь правда, город - это станции метро. Где ты живешь? На Приморской, на Большевиков, на Пионерской, отвечают петербуржцы. Начать предлагают со спальных районов.

Вице-губернатор Николай Линченко, посол Японии в России Тоехиса Кадзуки и председатель совета директоров Nikken Sikkei Тадао Камеи. Фото: Елена Бледных
Вице-губернатор Николай Линченко, посол Японии в России Тоехиса Кадзуки и председатель совета директоров Nikken Sikkei Тадао Камеи. Фото: Елена Бледных

Nikken Sekkei — одно из крупнейших #архитектурных бюро в мире, которому более 100 лет. Среди знаковых его проектов — Небесное Дерево в Токио (самая высокая в мире телебашня), Небоскреб The Link в Дубае, стадион Camp Now в Барселоне, Сбербанк-Сити в Москве. В Петербурге бюро весной представило проект "Хрустального Корабля" - офиса "Газпромнефти" на Охтинском мысу, конкурс на проектирование которого выиграло также в 2020 году, сообщает АБН.

Кто был на открытии выставки

В открытии выставки и дальнейшей дискуссии о архитектурном и транспортном развитии Петербурга приняли участие председатель совета директоров "Никкен Сиккей" Тадао Камэи, вице-губернатор Петербурга Николай Линченко, посол Японии в России Тоехиса Кадзуки, председатель комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор города Владимир Григорьев, член президиума правления Санкт-Петербургского союза архитекторов Юрий Земцов, архитектор Никита Явейн, генеральный директор строительной компании "Пионер" Леонид Максимов, и другие представители архитектурного сообщества и крупного строительного бизнеса. Был замечен также председатель КГИОП Алексей Макаров.

Дискуссия началась
Дискуссия началась

Город - это станции

"Никкен Сиккей" проповедует принципы TOD или транспортно-транзитной политики в развитии мегаполисов. То есть, город, по мнению специалистов компании, это не просто районы и улицы, а прежде всего #транспортные узлы, для строительства которых сначала отмечают, как складываются потоки пешеходов и транспорта, а затем, в соответствии с их потребностями, строят инфраструктуру и здания. TOD в компании называют японским вариантом ГЧП - государственно-частного #партнерства.

Таким образом, город по мнению японских архитекторов - это прежде всего конгломерат станций - пересечения линий метрополитена и железной дороги, а вокруг этих узлов растет жилье, торговые центры, или, точнее, социальные центры с элементами торговли и услуг. Станции метро могут быть одновременно вокзалами и торговыми центрами, а на следующих этажах могут быть центры оказания услуг, торговые комплексы, ресторанные проекты и даже театры. Театры и вообще культурные проекты внутри таких комплексов, по мнению Фади Джабри, исполнительного директора архитектурного бюро, повышают ценность недвижимости и бренда компании, которая это проектирует и строит. А вокзалы, напомнил Владимир Григорьев, получили свое название от слов "вокальный зал"- то есть, место, где пели и музицировали, и пора возвращать общественно-культурную функцию вокзалам Петербурга.

Выставка проектов в Доме Архитектора
Выставка проектов в Доме Архитектора

На дискуссии, которая сопроводила открытие выставки, обсудили возможности того, как изменить город в следующие несколько лет. О сроках возможных изменений вопросы задавали дважды. И дважды японские архитекторы рассказывали, что каждый проект вместе с согласованиями занимает 2-3 года. Но в России надо надеяться на чудо или на бога, заметил архитектор Юрий Земцов. В портфеле "Никкен Секкей" более 50 проектов, модернизировавших транспортные узлы в 50 городах мира.

Вице-губернатор Николай Линченко приветствовал гостей и завершал свое выступление по-японски. Но в дискуссии участия не принимал, здесь, видимо, возникли опасения, что какие-то его слова могут воспринять, как дело решенное, а на самом деле в общественную плоскость только вынесли обсуждение возможностей будущих преобразований города. "Необходимо растягивать центр притяжения, сокращать маятниковую миграцию в городе, проводить интеграцию умного города", - отметил цели преобразований Николай Линченко.

Опыт по-японски

О направлениях городского планирования на примере Японии рассказал Танака Ватару, главный проектировщик "Никкен Сиккей". Танака Ватару вспомнил также, что уже делали проект для Петербурга в 2012 году. В частности, это было очень красивое городское пространство. Но политика изменилась, и проект не состоялся. Теперь компания подготовила несколько #проектов в Москве и перестраивает Владивосток, ведет проекты в Красноярске. Многие российские проекты компании, в первую очередь, московские, прямо привязаны к станциям подземки (станции метро «Петровско-Разумовская», «Ботанический сад») - Москва отхватила кусочек Токио, прозвучало на дискуссии.

Метро Петровско-Разумовская в Москве
Метро Петровско-Разумовская в Москве

В Японии развитие городов шло параллельно с развитием железных дорог, которые существуют в стране восходящего солнца 150 лет. Это давало Японии экологическую и финансовую устойчивость и развитие железнодорожного бизнеса. "В Японии бизнес-модель частной железной дороги предполагает даже строительство нового города, который строится под руководством железной дороги, - рассказал Танака Ватару, - при этом станции принадлежат местным органам самоуправления, а бизнес строит вокруг них жилье и необходимую инфраструктуру". Сегодня в Токио внутригородская железнодорожная сеть насчитывает 158 линий, 48 операторов, более 4,700 км эксплуатационных путей и 2200 станций. "Чем нам хвастаться перед вами? - спросил Фаид Джабри, - мы из Азии. Но Петербург - это мегаполис. И может быть, наш опыт пригодится".

Кто инициатор

Инициатором таких транспортно-транзитных проектов может быть не только государство, или частный бизнес, отметил Максимов, но прежде всего то, что их интересы в данным проекте сходятся. А самое сложное - это координация. "Потому что РЖД может только сама строить на своих участках, и никого туда не пустит, #метрополитен также имеет своих подрядчиков и проектировщиков и в результате у нас может получиться нечто, соединенное переходиками, но, вцелом, совершенно разрозненное", - сказал Максимов и добавил, что транспортно-туристический узел - это все востребовано, и жилье вокруг будет стоить только дороже и все это окупится.

Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев
Главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев

Владимир Григорьев вспомнил, что 40 лет назад в Петербурге была "тема метроплицентров". Сейчас на первый план выходит концепция РЖД с пассажирскими перевозками внутри города. "Прежде всего необходимо выявить в городе места, чтобы сократить маятниковую миграцию", - отметил Владимир Григорьев. Таких территорий в Петербурге предварительно выявили 9. Они находятся на окраинах города. Несколько раз звучали такие названия как Старая Деревня, ул. Дыбенко, пр. Большевиков, Гражданский пр. и другие. "Но определять количество точек преобразований, которые служили бы градостроительными ориентирами, будет губернатор и вице-губернатор", - подчеркнул главный архитектор. Это полукольцо Петербурга, уточнили из зала.

Также в портфеле предложений есть 15 проектов подземных парковок, это поможет разгрузиться городу от автомобилей. Но, отметил, Владимир Григорьев, подземная #урбанистика будет развиваться и найдет свое воплощение, как только станет рентабельной. На вопрос, что будет самое сложным в предстоящем процессе городских преобразований, участники дискуссии отмечали, что самым сложным будет организация процесса и согласования. "Без агентства территориального развития не обойтись, нужна поддержка города, упрощенный порядок согласований", - сказал Владимир Григорьев.

"Без культурной функции таким проектам будет одиноко", - подчеркнул Фади Джабри и привел пример в качестве успешности таких проектов в Токио - цену квадратного метра на жилье в этом городе. Двухкомнатная квартира площадью 55 м2 стоит в Токио около 53 млн рублей.

"В таком центре люди работают, потом не выходя на улицу после работы идут в театр на каком-нибудь высоком этаже, потом спускаются в ресторан, хорошо покушать, потом еще ниже - что-нибудь купить, и уходят домой, спать, неподалеку", - рассказал исполнительный директор, кстати, прекрасно говорящий по-русски.