Именно такая ассоциация возникает у меня, когда рассматриваю работы Маргариты Асташовой из Луганска. Пожалуй, не знаю ботанической живописи более эмоциональной и экспрессивной, чем у этой художницы. Кажется, все цветы, созданные Маргаритой, движутся именно в ритме фламенко.
Маргарита сообщения в своем аккаунте сопровождает любопытной информацией: то связанной с легендами о цветах, изображенных на акварелях, то рассуждениями о творчестве. И знаете, это тот самый случай, когда внутренний мир художника столь же богат, как и его дар. Я решила обязательно и вас познакомить с этой удивительно талантливой молодой художницей. Списалась с Маргаритой и попросила ее немного рассказать о себе. Вот ее ответ мне:
Родилась в 1991 году в г. Харцызск Донецкой области, живу в г. Луганске. Окончила Луганскую государственную академию культуры и искусств.
Смотрите, даже чеснок у нее столь же экспрессивный, как и цветы. Как ей удается, обращаясь к привычным, в общем-то, объектам – растениям, задавать им такую энергию? Прежде всего, дело в том самом ритме фламенко, который чувствуется в акварелях. На него указывают и изгибы лепестков или других частей растения, и точные линии прожилок, и цвета, подобные пламенеющей заре: переливы оранжевого в алый, алого в вишневый, вишневого в розовый или сиреневый.
И еще присущий ботанической живописи перевод с языка крошечного мира цветов на язык мира глобального, когда незначительные по размеру детали масштабируются и в рисунке обретают совсем иное звучание. Маргарита, возможно, и поэтому перешла с маленького формата бумаги на формат большего размера. Так осознается ценность участия микро мирка в создании мира глобального. Так природа для нас, зрителей, начинает состоять из большего количества элементов, чем пейзаж за окном.
На мой, уже ставший традиционным, вопрос, что ее творчество в целом несет этому миру, художница ответила так:
Рассуждая о содержательном посыле ботанической живописи, как правило, упоминают восторг от великолепия живого творения и разнообразия природных форм. Но помимо этого, лично для меня, данное направление содержит несколько печальный контекст. Оно как бы становится последним "документом" хрупкого мира в последнем эпизоде его цветения, стремится поймать отчаянную искру жизни на пороге ее увядания. Все цветы, которые я беру в качестве наглядного материала, распадаются еще до того, как я сделаю "последний штрих".
С другой стороны, микроботаника – это способ подробного изучения эстетики мелких деталей, волшебство которых мы не можем полноценно распознавать в обыденном созерцании мира. Это возможность испытать ощущения иного измерения, пережить новый способ взаимодействия с пространством, в котором мы находимся каждую секунду, но которое, одновременно, столь многое от нас скрывает. У меня это ассоциируется с метаморфозами масштабов вещей в "Алисе в стране чудес", а сам творческий процесс – с падением в кроличью нору.
А вот статья Ботаническая живопись России: Светлана Лансе. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!