Найти тему
Союзное государство

Как один из самых известных художников Беларуси «поселился» в Горках Ленинских: история Витольда Бялыницкого-Бирули

Оглавление
Большой дом усадьбы Горки Ленинские
Большой дом усадьбы Горки Ленинские

Витольд Бялыницкий-Бируля – художник с головокружительной судьбой: родом из небольшой белорусской деревни, он в юном возрасте становится подмастерьем Левитана, через десяток лет принимается в передвижники и вскоре на себе ощущает весь груз славы и внимания сильных мира сего. Но кажется, его это совсем не тяготит, все перипетии он проходит легко, будто они всего лишь туман – легкий и прозрачный, как на его картинах. Недаром же он считался одним из лучших «туманных» живописцев. Одно печалило Бялыницкого-Бирулю – долг перед Беларусью. Какой – разбиралась Валентина Дроздова.

КАК ПУТЕШЕСТВИЯ ОТКРЫЛИ В ВИТОЛЬДЕ ТАЛАНТ

12 февраля 1872 года в деревне Крынки Могилевской губернии, что под Белыничами, в семье мелкого арендатора земли Каэтана Бялыницкого-Бирули родился очередной ребенок – сын. Мальчика назвали Витольдом.

Отец Витольда часто ходил в плавание по Днепру, Припяти и Сожу. Мальчик любил эти поездки больше всех других развлечений – в них, как позже отмечал он сам, открылась ему красота родной природы. Тогда же проснулось в нем желание ее запечатлеть, чтобы оставить с собой подольше.

Подростком он переехал в Киев к обосновавшемуся там старшему брату Александру, поступил в кадетское училище, но душа его была неспокойна: не его это было место. Промучившись год, он перешел в Киевскую рисовальную школу Николая Мурашко. В ней подающий большие надежды живописец обучался четыре года – вплоть до 1889 года. Оставаться в Киеве дольше он не мог – его уже звала Москва.

В Московском училище живописи, ваяния и зодчества он попал на курс к Сергею Коровину (не путать с более известным Константином Коровиным – его братом), Василию Поленову и Иллариону Прянишникову. О таких наставниках можно было только мечтать – талантливые и признанные живописцы могли не только огранить талант юного дарования, но и дать ему путевку в жизнь. Как оказалось, могли они дать и кое-что еще – любовь к пейзажной лирике, которую Витольд пронес через всю свою жизнь.

ОТ ПОДМАСТЕРЬЯ ЛЕВИТАНА ДО ПЕРЕДВИЖНИКОВ

Талант Витольда стал заметен очень рано: уже во время учебы опытные наставники прочили ему большое будущее. Исаак Левитан, познакомившись с картинами художника, пригласил его работать в свою мастерскую. Павел Третьяков, основатель той самой Третьяковки, купил у Витольда полотно «Из окрестностей Петербурга», чем еще больше утвердил репутацию белорусского живописца. Коллекционер как никто другой умел видеть перспективных художников, но у студентов приобретал картины крайне редко, считая, что им еще нужно дозреть.

В 1897 году открывается новая страница карьеры Бялыницкого-Бирули: он начинает выставляться. Дебютанта принимают сразу две площадки: Московское общество любителей художеств и Московское товарищество художников. Через пару лет его имя включают в каталоги передвижников, его работы начинают участвовать в передвижных выставках, а затем и в международных конкурсах. Причем выходят они на интернациональную арену громко – сразу с первых мест. Так, на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году его пейзаж ««Вечные снега» получает первую медаль. Художнику на тот момент было всего 29 лет.

В 1904 году он становится постоянным членом Товарищества передвижников, а в 1908 получает почетное звание академика живописи.

Пейзажи Бялыницкого-Бирули производят на зрителей удивительное впечатление: им кажется, что на них изображено что-то их, родное, личное: луг, снежная поляна, река, тропинка в лесу. Они сидели у этой реки и бежали ребенком по этой лесной дорожке, неужели художник тоже бывал в тех местах?

И действительно, живописец, воспитанный на неброских, но нежных лиричных пейзажах родной природы, писал ее без примет места: и в землях Беларуси, и на российских просторах бегут те же ручейки и стелется тот же туман – будто один на обе страны.

«ЧАЙКА» НА ОЗЕРЕ УДОМЛЯ

В 1912 году художник, имевший благодаря устойчивому спросу на свои картины крепкое состояние, приобрел участок земли в Тверской губернии, на берегу озера Удомля. Эти места были ему знакомы – здесь часто работал его старший товарищ Исаак Левитан.

Бялыницкий-Бируля строит здесь дачу. Даже не дачу – усадьбу, пусть и небольшую, и называет ее «Чайка». Здесь, на лоне его любимой природы, в атмосфере тишины и спокойствия, его творческая энергия начинает кипеть с еще большей силой. К тому же в этих местах художник мог предаваться еще одному любимому своему делу – охоте, в которой принимали участие и его многочисленные гости. Как художнику удалось сохранить имение в горниле революций? Ответ кроется в списках его гостей-охотников: среди них были не только друзья-художники, но и члены партии, благоволившие Витольду и оставившие ему имение в личной собственности.

ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ

В 1936 году художник пишет серию работ в Горках Ленинских. Но с этими местами, сам того не зная, он познакомился гораздо раньше – через свою картину.

Вернемся на пару десятков лет назад. В 1918 году Владимир Ильич приезжает в Горки на отдых, место ему нравится, но не пышным убранством усадьбы, а неброской красотой природы средней полосы, и он решает здесь бывать. В 1920 году он переезжает сюда жить.

Для вождя соорудили специальные автосани на базе Ролс-Ройса, но ими он почти не пользовался из-за стремительно ухудшавшегося здоровья
Для вождя соорудили специальные автосани на базе Ролс-Ройса, но ими он почти не пользовался из-за стремительно ухудшавшегося здоровья

И здесь стоит рассказать об имении подробнее.

Горки Ленинские – детище Зинаиды Морозовой, жены знаменитого мецената Саввы Морозова. До появления здесь Надежды Крупской именно она была главной женщиной усадьбы. Дочь купца второй гильдии, она упорно пробивала себе дорогу в дворянство. Но, по оценкам современников, получалось у нее не всегда: потомственные дворяне, которых она собирала на шикарные обеды и культурные мероприятия вроде выставок молодых художников-передвижников, шептались за ее спиной, обвиняя в «купеческих вкусах». Антон Чехов говорил прямо: обедневшие, но высокомерные дворяне приезжают в Горки ради одной цели – поесть всласть, так как не могут сами себе этого позволить, но при этом не гнушаются отпустить по поводу хозяйки пару шпилек.

В кабинете Владимира Ленина стоит портрет Антона Чехова – одного из любимых писателей вождя, умевшего, по его мнению, тонко передавать пороки общества. На календаре – 21 января, день смерти Ленина. Все часы в усадьбе остановились на 18:50. Это время его кончины.
В кабинете Владимира Ленина стоит портрет Антона Чехова – одного из любимых писателей вождя, умевшего, по его мнению, тонко передавать пороки общества. На календаре – 21 января, день смерти Ленина. Все часы в усадьбе остановились на 18:50. Это время его кончины.

Усадьбу Зинаида решила сделать на зависть всем. Пригласила архитектора Федора Шехтеля, одного из самых видных модернистов от зодчества, и тот спроектировал комплекс усадьбы так, что заказчица была в восторге, а Ленин, пока мог свободно передвигаться, останавливался во флигеле, а не в главном доме – уж слишком парадным он был.

Интерьер усадьбы представлял собой собрание объектов искусства
Интерьер усадьбы представлял собой собрание объектов искусства

Надежда Крупская писала так:

«Обстановка была непривычная. Мы привыкли жить в скромных квартирках, в дешевеньких комнатах и дешевых заграничных пансионатах и не знали, куда сунуться в этих покоях...»

Один зимний сад в стиле ампир чего стоил! Но, к слову, Ленин и Крупская нашли ему применение: здесь крутили фильмы, а Мария Ульянова, младшая сестра вождя, сопровождала просмотр немого видеоряда музицированием на фортепиано.

Зимний сад в Горках Ленинских
Зимний сад в Горках Ленинских

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ

При прежних хозяевах главный дом был поделен на мужскую и женскую половины – Зинаида старалась сохранить быт дворянского гнезда во всех его подробностях, несмотря на то что революция уже простирала к нему свои руки. При жизни в Горках вождя распределение комнат изменилось: в проходной, которая служила одновременно и столовой, ночевала сестра Мария, рядом с ней, в соседней комнате, – Надежда Константиновна, а по другую руку, в дальней комнате – гости, среди которых был и Иосиф Сталин, засиживавшийся в Горках допоздна.

Спальня Владимира Ленина
Спальня Владимира Ленина

Интерьеры комнат новые хозяева практически не изменили, все осталось, как при Зинаиде: те же богатые люстры, тот же кухонный гарнитур из карельской березы. И те же картины на стенах.

В бывшей мужской половине на стене висит картина. Она неизвестна широкому зрителю. Но это подлинник, в отличие от многих других картин, которые заказывала мадам Морозова. Автор картины – молодой художник Витольд Бялыницкий-Бируля. Сюжет прост – речной пейзаж, будто простой и знакомый, но как тонко он исполнен.

Та самая картина Витольда Бялыницкого-Бирули
Та самая картина Витольда Бялыницкого-Бирули

Рядом висит картина в духе Васнецова, но исследователи до сих пор сомневаются, его ли кисти работа.

Слева от картины Витольда Бялыницкого-Бируля находится полотно, авторство которого до сих пор не установлено: предполагают, что, скорее всего, это не Васнецов, как бы ни хотелось Зинаиде Морозовой так думать
Слева от картины Витольда Бялыницкого-Бируля находится полотно, авторство которого до сих пор не установлено: предполагают, что, скорее всего, это не Васнецов, как бы ни хотелось Зинаиде Морозовой так думать

Зинаида собирала в свою коллекцию картины совершенно разных направлений, жанров и стилей. За это ее тоже ругали: мол, отсутствие вкуса. Но работники музея в Горках Ленинских считают иначе: по их мнению, это признак широты взглядов.

Картина Бялыницкого-Бирули обосновалась на втором этаже, рядом с кабинетом Владимира Ильича. Вдумайтесь: ее приобретала та, что больше всех мечтала о сохранении дворянства, и пейзаж Бялыницкого-Бирули, должно быть, напоминал ей о традициях дворянских картинных галерей. Разве могла она подумать, что вскоре задумчиво смотреть на нее будет вождь мирового пролетариата – новый хозяин и ее дома, и ее картин, а сам художник станет одним из любимых живописцев товарища Сталина и заслуженным деятелем искусств нового государства?

Кабинет Владимира Ленина
Кабинет Владимира Ленина

ДОЛГ ПЕРЕД БЕЛАРУСЬЮ

В 1944 году Витольд Бялыницкий-Бируля получил звание Народного художника Белорусской ССР (РСФСР назначила его «своим народным» позже, в 1947 году). В это время он возвращается на Родину и начинает работать в окрестностях Минска. «Чайка» по-прежнему остается за ним, но его отчаянно тянет домой. Здесь он создает ряд этюдов, которые потом воплотятся в цикл картин о Беларуси.

Сам художник говорил так:

«Мне всегда казалось, что я в долгу перед Беларусью. Меня всегда беспокоила мысль, что я мало написал о ней, и поэтому сейчас, когда я вновь в родном краю, я стараюсь хоть немного наверстать упущенное».

В 1947 году он пишет одно из самых известных своих полотен «Белоруссия. Вновь зацвела весна». Эта картина – визитная карточка уже состоявшегося, маститого художника – находится сегодня в Третьяковской галерее.

Живописец возвращается в «Чайку» и продолжает работать. Он полон впечатлений о Беларуси, в его мастерской полно эскизов, и работа кипит. Но болезнь подтачивает его силы, и 18 июня 1957 года в возрасте 85 лет Витольд Бялыницкий-Бируля умирает.

Советский Союз оплакивает кончину художника и стремится увековечить память о нем: в Белыничах и Могилеве открываются именные музеи с его картинами. Их в Беларуси много: несмотря на то, что большую часть жизни Витольд провел в Москве и ее окрестностях, главное наследство живописца – его полотна – хранятся на исторической Родине. Но часть работ осела в музеях поменьше, в том числе и в России. Их можно увидеть в Костроме, Нижнем Новгороде, Красноярске, Воронеже, Томске, Челябинске, Сочи и других городах.