Интересный термин употребил один из моих читателей в своём комментарии. Так он назвал мою удачную попытку получить компенсацию за сгоревшие билеты на самолёт в Америку. А ведь верно, победа потребителя за счёт компании может показаться в наши дни истинным экстремизмом:
Когда мне впервые в США пришлось вернуть какую-то вещь в магазин, я удивился простоте процедуры: пришёл, отдал, получил деньги и даже услышал вежливость в свой адрес. ЧуднО. Помню, как на родном базаре, мне бы и в голову не пришла мысль вернуть что-то человеку за прилавком.
Нет, однажды мне пришла такая мысль, но удачей она не увенчалась. Мой потребительский экстремизм, как коса, нашедшая на камень, нарвался на экстремизм челнока-коммерсанта. Ни о какой вежливости с его стороны и речи не шло. Да и понять человека тоже можно было: таскать горы товаров из-за тридевять земель, чтобы принимать их обратно после продажи.
В США же купленный товар возврату до сих пор подлежит и, скорее всего, затраты на его приём, упаковку и прочие лишние действия включены в общие расходы компании. То, что людям, не избалованным подобным обслуживанием, кажется экстремизмом, на самом деле является неотъемлемой частью сервиса. Всё ещё является...
После прочтения некоторых комментариев под моей недавней статьёй о компенсации, складывается такое впечатление, что пожалеть надо бедную и беззащитную авиакомпанию, пострадавшую от очередного налёта потребителя-экстремиста. И впечатление это очень интересное, заставляющее задуматься об отношениях между потребителями и производителями в будущем.
Аксиома "клиент всегда прав" уже не кажется аксиомой. Просто хорошее руководство к действию, даже в Америке, но всё равно не аксиома. Потребители на Западе продолжают утрачивать их священный статус клиентов, но они всё ещё пользуются привилегированным положением по сравнению с потребителями в других странах. Однако вектор развития уже ясен.
Так же как зарплаты по всему миру потихоньку сходятся к какой-то средне-арифметической сумме и мировые цены стремятся к тому же, права потребителей сначала ущемляются то здесь, то там, а потом повсеместно опускаются к наименьшему общему знаменателю, имя которому - потребительский экстремизм.
Если в политических отношениях лишение гражданских прав приводит к феодальным отношениям между лордами и вассалами (под любыми современными названиями), то в коммерческих отношениях мы наблюдаем сейчас нечто похожее. Производитель товаров и услуг всегда прав, а потребителю за счастье ими пользоваться, а если потребитель начнёт качать свои права, он окажется экстремистом, что будет чревато для него последствиями.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Если есть желание поддержать канал бренным металлом, жмите сюда. До новых встреч!