После 91-го года искал я места для защиты докторской диссертации. Был уже дипломированным профессором – за совокупность работ, монография, более пятидесяти брошюр, среди них «толстые» - Сельская эстетика, Культура чувств лектора, Особенности воздействия искусства на человека и др. Сельхозиздатель не понимал, что они не совсем соответствуют идеологии, и печатал их. А диссертацию защищать было нельзя в советское время. Нет, она не была антисоветской. Просто сущность искусства в диссертации раскрывалась не так, как в «марксистко-ленинской» эстетике, не вульгарно-социологически. (В.И. Немирович-Данченко: если «Грозу» играть по Добролюбову, это будет не театр, а кафедра социологии).
Мне посоветовали обратиться в НИИ искусствоведения, к директору К.Э. Разлогову.
*
Но прежде маленькая история.
Как-то мы с сыном ездили в Прагу. В вестибюле гостиницы, у туалетов, к нам бросились две женщины. Они радостно восклицали: вы русские? – Да. – И как к родным к нам бросались. – Мы украинцы. Дома голод. Убираем здесь, полы моем, доллары высылаем домой. Мы догадались, что вы наши, русские, так как аккуратно, хорошо одеты, в отличие от иностранцев.
Мы каждый день общались по утрам с нашими славными земляками-женщинами. Иногда совали и в карман фартука небольшие денежки.
Вот так: русские одеваются аккуратно, хорошо, так как уважают тех, с кем встречаются.
*
Я открываю дверь директора храма – НИИ помещался в здании памятника культуры, храма искусства, а не НИИ канализации.
И что я вижу?
В кресле за большим столом сидит сравнительно молодой человек, чуть, видимо, за сорок, в… нижней безрукавке (без воротника). И не просто в безрукавке – давно не стираной, выцветшей, серые широкие разводы темнее-светлее по всей груди и животу.
Я понял, демонстрация: вот какой я либерал, не признаю никаких авторитетов, обычаев, приличий.
И никого не уважаю, только себя.
И ещё понял: не туда попал. Но передал К.Э. Разлогову отпечатанную на ротапринте книжку с содержанием диссертации. Хотя диссертация в духе русской классической философии (В.С. Соловьёв и др.). Пусть читают. А в НИИ искусствоведения больше ни ногой.
*
Позднее защитился в диссертационном совете, состоящем сплошь из коммунистов. Председатель совета, полковник в отставке А.И. Дырин, так и сказал: «идеалистическая» диссертация. Но, материалист, принял к защите. «Логична, убедительна, интересна». Проголосовали единогласно – честные люди. После утверждения в ВАКе включили в свой Совет.
*
А К.Э. Разлогова я увидел потом на экране ТВ в качестве комментатора кинофильмов. Понял: о языке кинематографе он не подозревает.
Но это особый разговор.
Тags: Биография Author: Огородников Юрий
Книга "Мы всё ещё русские"здесь и здесь