В начале 1980-х годов отношения двух сверхдержав – СССР и США были довольно напряженными, Холодная война вышла на новый виток, ознаменовавшись Гонкой вооружений.
Продолжалось противостояние и на идеологическом уровне – в «Империи зла» клеймили голливудские инновации в виде спецэффектов. Да еще как клеймили!
Дело в том, что кино в СССР часто несло функцию воспитательную, призывало к сопереживанию и размышлению. Именно поэтому до 1986 года в киноиндустрии действовала жесткая цензура, а из бюджета регулярно выделялись деньги на экранизации классической литературы.
За океаном в мире рынка кино приобретало функцию исключительно развлекательную. Попкорн и кока-кола, вот главные спутники кино, в кинотеатрах отключился мозг, зато включался желудок и эмоции.
Это и стало основой для критики продукции Голливуда. Досталось и Лукасу, и Спилбергу, и Супермену.
-Кинобоссы не жалеют средств на так называемые спецэффекты, без которых немыслимо производство модных боевиков, в которых зритель видит паническое бегство от действительности, от кровоточащей американской действительности, с ее разгулом преступности, дикой инфляцией, безработицей и обострением расовых противоречий. Для Голливуда свойственно погружение в мир снов и иллюзий, которое достигается за счет технических средств», - вот так емко писали о Голливуде в 1981 году.
Что тут сказать: ловкость рук пишущего и никакого мошенничества. Все минуты капитализма действительно имели место быть тогда, равно как и сейчас. Но причем здесь кино? Кино не первопричина всех этих минусов, а просто отражение действительности. И даже больше – жизнь тяжела, а поход в кинотеатр – отдушина. Но тогда, в СССР кино было частью жизни, поэтому подобные рассуждения принимались обществом.
«Творцы нового кино – Стивен Спилберг, Джордж Лукас, Джон Бурман. Им теперь открыты новые возможности, за счет них чудеса в кино поставлены на поток. Прошлое, настоящее и будущее подаются как комикс», - писали в журнале «Советский экран».
Крепко досталось Супермену, как раз тогда вышла третья часть блокбастера об этом герое. Этот суперчеловек не знает поражений, его рекламируют по всей стране. Зрителю внушают мысль, что он все может. Но советские киноведы усомнились: все ли он может?
«Этот супермен никогда не остановит сопротивление народов Ливана и Сальвадора в борьбе за свободу и независимость», - говорили киноведы в начале 80-х годов.
В целом критики в стране Советов пришли к выводу, что большая часть продукции Голливуда имеет невысокое художественное исполнение и довольно посредственные сюжетные линии. Главное – поразить зрителя постановочным масштабом. Раз сказать нечего, то надо показать трюки, спецэффекты и дать зрителю возможность на пару часов уйти в мир иллюзий.
Жаль, что пройдет всего одно десятилетий, и советское кино канет в лету, а российское будет долго подражать Голливуду, который так яростно ругали в СССР…
Подписаться на «КиноНытик»