Астафьев Юрий Григорьевич (1949-1990)
Окончил в 1971-м году Ярославское театральное училище. Позднее учился в Щукинском.
Работал в Смоленском драмтеатре в 1971-1972 гг. С 1975-го года актер популярного московского театра Ленком.
Астафьев снялся в 20 фильмах и фильмах-спектаклях. Озвучил два фильма. Написал сценарий для фильма-спектакля "Я знаю силу слов" о жизни и творчестве Владимира Маяковского.
В кино играл разноплановые роли. Пионервожатых, милиционеров, полицейских, преступников, обычных людей.
В самом облике актера, особенно уже в зрелом возрасте, читается что-то трагическое. Я видел его в нескольких фильмах, и когда заинтересовался его биографией примерно 10 лет назад и стал искать информацию о нем, я был почти уверен, что он уже умер и это случилось уже давно. Так оно и оказалось. Люди с отпечатком грусти и трагедии на лице, как правило долго не живут. Таким был, например, певец Игорь Тальков.
Первая же кинороль у Юрия Астафьева получилась большая. Он играл Гемфри, слугу принца в фильме "Принц и нищий" (1972) по одноименному роману Марка Твена в постановке режиссера Вадима Гаузнера.
Гемфри предан принцу, но его не очень ценят. Когда же происходит та самая замена принца на нищего, вокруг которой строится весь сюжет, как единственный друг Тома во дворце, он оказывается в фаворе.
Уже по этой роли становится ясно, что Юрий Астафьев перспективный многогранный актер.
Однако, следующей роли пришлось ждать целых 4 года и по большому счету ролью это назвать нельзя. Участие в музыкальном фильме "Ансамбль неудачников" (1976) для Юрия Григорьевича ограничился исполнением песни.
Сюжет фильма прост. Все, кто не прошел по конкурсу в театральный вуз, идут работать в метро и там не забывают мечтать о сцене.
Правда в этом же году у Астафьева еще две роли и обе пионервожатых.
Сначала в детском фильме "Приключения Травки" режиссера Аркадия Кордона, он как экскурсовод рассказывает пионерам о Кремле.
В экранизации повести Аркадия Гайдара "Судьба барабанщика", снятого режиссером Александром Игишевым, именно герой в исполнении Юрия Астафьева вручает юному Сереже Щербачову заветный барабан.
И именно он вынужден забрать барабан у мальчика, после того, как его отец был арестован за растрату, а сам Сережа подрался с товарищем, заступившись за отца. И хотя вожатый старается сгладить все углы и смягчить скандал, барабанщик выходит от него расстроенный.
Уже в этой роли видна та самая трагичность в глазах, так характерная для этого актера.
В 1978-м году Астафьев снимается в фильме-спектакле "Парень из нашего города" в роли красноармейца Сафонова, бывшего шофера такси, сослуживца главного героя фильма Луконина. На празднике он читает стихи, когда другие поют, а потом, приезжает к однополчанину Луконину в госпиталь, когда тот лечится.
Очередной фильм, на этот раз двухсерийный детектив "Задача с тремя неизвестными" (1979) подарил нам большую роль актера Юрия Астафьева. Режиссер фильма Борис Шадурский доверил актеру играть уголовника Макеева, который участвует в серьезном преступлении, ограблении инкассаторов. Позже, Макеев попадается на мелкой краже, но благодаря действиям милиции, его участие в ограблении было доказано, хотя он и не был опознан потерпевшим инкассатором.
Не знаю почему, но преступник в исполнении Астафьева вызывал у меня жалость. Возможно в этом виноват актер, который его играл.
Пройдет целых три года и в 1982-м году был снят фильм-спектакль "Гренада"с участием ленкомовских актеров среди которых был и Юрий Григорьевич. Это постановка о жизненном пути советского поэта Михаила Светлова. Актеры читают его стихи и рассуждают о его творчестве. В образе поэта актер Владимир Корецкий, а некоторые другие и Юрий Астафьев появляются в виде "гривенников поэта", символизирующих разные человеческие черты. "Талант", Веселье", Грусть" и т. д.
Режиссеры фильма-спектакля Петр Штайн и Майя Маркова.
В захаровском фильме "Дом, который построил Свифт" (1982) у Юрия Астафьева небольшая роль констебля. В полицейском головном уборе и с усами его трудно узнать. Он несет дежурство вместе со своим напарником и в результате спора стреляет в него.
В 1984-м году снова фильм-спектакль Марины Ишимбаевой по сценарию Анны Родионовой "Институт бабушек". Эта постановка часть телевизионного цикла "По вашему письму" в рамках общения с телезрителями. В данном случае, речь идет об взаимоотношениях поколений. Молодая пара собирается уехать на работу на север на долгий срок и хочет оставить своих малолетних детей на воспитание бабушкам, на что они не согласны. В роли Роберта, отца маленьких Пети и Аглаи выступает Юрий Астафьев.
Одна из немногих главных ролей актера.
В 1986-м году был снят еще один большой фильм-спектакль в четырех сериях о творчестве Владимира Маяковского "Революцией призванный" Сергея Евлахишвили. Любопытно, что в этом спектакле Астафьев выступает как актер, а через два года, в аналогичной работе Петра Штайна на ту же тему, с названием как у четвертой серии "Я знаю силу слов" он солирует уже как чтец и как сценарист.
В 1987-м году актер получает самую большую свою роль. Фильм "Ищу друга жизни" Михаила Ершова. Герой Астафьева по имени Иван, после развода с женой страдает от одиночества и хочет взять из детдома, в котором сам воспитывался, мальчика Веньку, с которым у него завязались дружеские отношения. Не обошлось в фильме и без любви. Не зря в картине снималась Александра Яковлева.
1988 год. Астафьев снимается в мелодраме Эдуарда Гаврилова "Двое и одна", как и предыдущий фильм тоже на семейную тему. Нелепая смерть его бывшей жены приводит его в дом, где живет их маленькая 6-летняя дочь. Он никогда не видел свою дочь и только лишь слал алименты. Но у ее покойной матери появился жених, с которым та не успела оформить отношения. К концу фильма возникает треугольник из двоих взрослых и ребенка, который уже не мыслит себя без этих "своих отцов".
В следующем году у Юрия Григорьевича небольшая роль в фильме "Право на прошлое" совместного советско-чехословацкого производства, режиссера Иржи Голлы-младшего
В наступившие 90-е, которые отмерили актеру так мало времени, Астафьев играет поистине трагическую роль капитана милиции, застреленного напавшими на инкассаторов преступниками. Эта роль в чем-то предвестник судьбы самого актера. Не случайно погибший оперативник имел созвучную фамилию Евстифеев. Фильм "В полосе прибоя" снял Ольгерд Воронцов по сценарию известного автора Эдгара Дубровского. Милиционер Евстифеев шел по следу опасной банды и не успел ее обезвредить. Завершить начатое предстояло ему старому другу майору Ровнину.
В том же 1990-м году актер успевает сняться еще в двух фильмах-спектаклях в небольших ролях.
Далее, следуют три подряд роли в фильмах, вышедших уже после смерти актера.
Фильм режиссера Нийоле Адоменайте (рано ушедшей из жизни и по той же причине, что и Юрий Астафьев, что проводит еще одну трагическую параллель) "Дом на песке" (1991).
Это кино погружает зрителя в атмосферу предвоенного Ленинграда, где живет интеллигентная семья, чьи отношения сложны и запутаны. У Астафьева роль любовника главной героини, молодой замужней женщины Ады.
Еще одна крохотная роль Астафьева пришлась на фильм Александра Чечулина "Жена для метрдотеля" (1991). Он едет в качестве пассажира в машине наперегонки с автомобилем главного героя. Вероятно, участие в этом фильме было обусловлено тем, что в тот момент Юрий Григорьевич снимался в Ялте в другой картине и на тот момент был свободен от основных съемок.
Последний фильм актера Астафьева назывался "Гроза над Русью". Постановка режиссера Алексея Салтыкова по мотивам романа Алексея Толстого "Князь Серебряный". Юрий Астафьев играл князя Афанасия Вяземского.
Актер лихо скакал на коне, но его герой в фильме говорил уже чужим голосом, поскольку во время съемок картины в Ялте Юрий Григорьевич Астафьев внезапно умер от инфаркта и не дожил до озвучивания и выхода фильма.
В нашей памяти этот актер останется, как рано ушедший из жизни большой талант, не успевший полностью реализоваться.
Это был замечательный Артист и мы всегда будем помнить его.
Спасибо за внимание.
Другие публикации из этой рубрики: