Найти тему
soullaway soullaway

Илья Лагутенко навсегда изменивший представления о русском роке.

Рок музыка никогда не имела какого-то единого шаблона. Всё-таки было бы странно пытаться ограничивать музыку каким-то стандартами. Тем не менее, именно у нас в стране откуда-то взялся стереотип, что настоящий русский рок должен озвучивать проблемы общества и тяготеть к философским текстам. Я допускаю, что где-то имеется схожая проблема, но я-то живу в России и ориентируюсь в наших реалиях. Так вот закостенелые ребята, взращённые на песнях группы «Кино» и «ДДТ» в конце 90-х годов наверняка испытали культурный шок, когда из всех колонок вдруг зазвучала группа «Мумий Тролль».

Мне в этом плане было куда проще, чем консервативным парням и таким же девчонкам. Всё-таки к 1998 году я слушал больше англоязычную музыку и скептически относился к отечественному продукту. Разве что «АкцЫон» и «Гражданская Оборона» мелькали в моём плеере, ну вот добавился к ним и альбом «Морская». Да, я прекрасно помню, что диск вышел годом раннее, но я тогда его не слышал. Забавно, что изначально дебютный альбом несуществующей группы отказались выпускать вообще все отечественные фирмы. Пишу о несуществующей группе, потому что полноценного состава тогда не было. Музыканты появились чуть позже.

Полный провал ожидал Лагутенко и на радио. Впервые песни прозвучали в федеральном вещании на «Эхе Москвы» в 1996 году, но абсолютно все звонившие слушатели отзывались негативно о представленных песнях. Собственно это наглядно иллюстрирует консервативность отечественной аудитории. На западе в ту пору гремели Pulp, Blur и прочий Radiohead, но у нас массовый слушатель предпочитал гонять в сотый раз песню «Что такое осень». У меня нет никаких претензий к Шевчуку, наоборот я считаю его гениальным музыкантом, но как по мне свои лучше альбомы он записал уже в десятых годах. И к слову он тоже столкнулся с неприятием новой программы. Больно уж много там было экспериментов со звуком, но не суть.

Суть же в том, что в 1997 году альбом всё-таки был выпущен и далее последовал настоящий триумф. Вчерашние ненавистники группы наконец-то раскусили, что перед ними качественный и непохожий ни на что продукт.

-2

С моей точки зрения Лагутенко сумел проложить дорогу всему последующему нашему року. Без него никогда бы не выстрелила Земфира или группа «Мультфильмы». А его песня «Владивосток 2000» явно стала своеобразным гимном пришедшему новому поколению. Тому поколению, которому уже были неинтересны песни группы «Алиса» или «Агата Кристи».

Беда в том, что всего Лагутенко смог насочинять хороших песен буквально на два альбома. То есть сочинил он их куда больше, но насколько я понимаю, большая часть материала для дебюта была отобрана из архивов. А архивов накопилось много. Всё-таки Илья сочинял с середины 80-х годов. То есть его «Морская» и «Икра» эдакий зэ бэст оф чуть ли не за 15 лет. Всё что выходило позднее, я слушал, но за исключением пары песен меня не трогала ничего. А уж приблизиться к таким блокбастерам как «Ранетка» или «Утекай» Лагутенко так и не смог. Впрочем, вряд ли его это сильно беспокоило. На стыке тысячелетий «Мумий Тролль» был одной из главных наших групп и флагманом новой музыки. Хотя и тут нельзя не оговориться, новая музыка это была для России. Во всём мире к тому времени повадились слушать уже несколько иные жанры. Мы же, как всегда запаздывали в развитии.

-3

Интересно, что и образ Лагутенко не был вообще похож на всех наших предыдущих звёзд рок музыки. Как ни крути, но он был слишком женственным. В том числе и с точки зрения вокала. Никакой мужественности в нём не было, так же как не было какой-то трагедии как у Цоя. Он не исповедовал героизм, не становился в пафосные стойки как Кинчев и вообще не вписывался в привычный нашему взору канон.

С моей точки зрения рок музыка это всегда что-то новое и разрушение старого. Так вот тут Лагутенко явно был на голову выше Гребенщикова или Бутусова. И мне изначально показалось, что он имеет шансы оставаться таким всегда. Увы, но нет. В отличие от того же Гребенщикова или Шевчука последние альбомы «Мумий Тролля» слушать вообще невозможно. Где Илья растерял свою харизму и обаяние я не могу понять. Но факт, что слушая его самый последний альбом, я поймал себя на мысли – когда хоть это кончится?

-4

Впрочем, пусть записывает всё что угодно. Это его личное дело. Куда важнее то, что он успел на стыке тысячелетий наконец-то сломать стереотипы, тянувшиеся с 80-х годов. А в рок музыке десять лет это огромный срок. И я так думаю, что если бы ни Лагутенко мы так и слушали бы до сих пор всё тот же «Город золотой» или «Я хочу быть с тобой». Это бесспорно прекрасные песни, но музыка не должна быть статичной. В ней крайне важно разнообразие.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.