Найти в Дзене

Осенние новости о российском "Зевсе". Проект меняется...

Проект космического ядерного буксира продолжает развиваться. Всего лишь в мае этого года мы все видели и обсуждали вот такой корабль: Теперь ядерный буксир выглядит иначе. Вот стопкадр из интервью исполнительного директора Роскосмоса по перспективным программам А. Блошенко, которое он дал буквально недавно на Марафоне рационализаторов "Вперёд в космос!" 8 октября 2021 года. (все дальнейшие изображения - тоже оттуда) Да, это то, что показали ещё летом. Но, может кто пропустил. Первое что бросается в глаза - двухэтажные радиаторы. Ниже будет дана ссылка на анимацию - там видно как они раскладываются. Схема раскладывания и компоновка в сложенном состоянии сильно отличаются от предыдущей схемы.
Кто-то скажет что "всё равно раскладушка", но оставим это на совести уважаемых гуманитариев :) А инженеры согласятся - конструкция гораздо более сложная, хотя и более эффективная. Да, усложнение повышает риск неполадок, но... космические корабли никогда не были простыми изделиями. Как видно из этог
Оглавление

Проект космического ядерного буксира продолжает развиваться. Всего лишь в мае этого года мы все видели и обсуждали вот такой корабль:

Теперь ядерный буксир выглядит иначе. Вот стопкадр из интервью исполнительного директора Роскосмоса по перспективным программам А. Блошенко, которое он дал буквально недавно на Марафоне рационализаторов "Вперёд в космос!" 8 октября 2021 года. (все дальнейшие изображения - тоже оттуда)

-2

Да, это то, что показали ещё летом. Но, может кто пропустил.

Первое что бросается в глаза - двухэтажные радиаторы. Ниже будет дана ссылка на анимацию - там видно как они раскладываются. Схема раскладывания и компоновка в сложенном состоянии сильно отличаются от предыдущей схемы.
Кто-то скажет что "всё равно раскладушка", но оставим это на совести уважаемых гуманитариев :) А инженеры согласятся - конструкция гораздо более сложная, хотя и более эффективная. Да, усложнение повышает риск неполадок, но... космические корабли никогда не были простыми изделиями.

Как видно из этого изображения, и как предупредил Блошенко, - это вариант с ионными двигателями. (о двух вариантах движков см. ссылку в самом начале статьи).
Здесь трудно сказать - то ли решили сконцентрироваться на чём-то одном (ионники уже обкатаны и надёжны), то ли просто не показали вариант с магнитоплазменными движками (МПД).
По-большому счёту, сейчас это не так важно - эффективность можно допиливать и после первого запуска, а пока слишком много чего нужно просто испытать в реальных условиях космоса. Ведь, в этом проекте всё новое - и сам буксир, и модуль полезной нагрузки (МПН)... а сколько там всего нового, включая вопросы дозаправки... хоть какие-то некритичные узлы надо обязательно поставить из того, что обкатано, снизить риски...

А вот и внешний вид нового МПН:

модуль полезной нагрузки корабля "Зевс"
модуль полезной нагрузки корабля "Зевс"

Не буду особо фантазировать о его компоновке, просто пара слов.
В анимации видно, что в центре, за ажурной конструкцией, находятся сферические баки, явно для рабочего тела двигателей (вы же не забыли, что на голом электричестве в космосе с места не сдвинешься - нужно что-то отбросить назад).
Соответственно непонятно, как будет осуществляться их заправка, если причальных устройств не видно, а справа и слева всё занято другими составными частями МПН. А, заправлять придётся. Это же многоразовый буксир?

Запустят сразу заправленными? Сомнительно. Вдобавок сам Блошенко и сказал о заправке на орбите. Было сказано что "далее мы сменяем модуль полезной нагрузки". В общем непонятно как это всё будет происходить. Ссылку внизу ещё раз дам - посмотрите, может объясните мне...

Кстати, для других задач МПН тоже будет другим - пристыковать-то можно что угодно - помните наш проект "Нуклон" по сканированию Луны? Он ведь тоже на основе космического буксира делается...

Не очень понятно где расположены ионные двигатели.
С учётом миссии по исследованию Луны и Венеры, я бы скорее предположил, что в левой части видны спускаемые(?) зонды для этих небесных тел.

Ну и наконец весь "Зевс" в сборе:

-4

Предварительно, вот в таком виде "Зевс" отправится в дальний космос.

Некоторые подробности

По словам Блошенко, длина запускаемого буксира в собранном виде - 25 метров. А в развёрнутом состоянии - 70 метров.
Кстати, по-моему, это несколько больше того, что ожидалось ранее по части близости полезной нагрузки к радиоактивному реактору. Конечно, люди пока не полетят на "Зевсе", но даже "железякам" радиация на пользу не идёт.

Насчёт массы энергойстановки (без МПН)- она осталась неизменной мая месяца - около 20 тонн. Массу сдерживают не только мощности двигателей, но и грузоподъёмность ракеты и количество запусков для вывода на орбиту всей установки - про деньги тоже не надо забывать.
А, почему именно масса не выросла, несмотря на более внушительную конструкцию, ответ очевиден - раз сама конструкция уже иная, то приёмов для сдерживания роста массы может быть много.

Также, Блошенко обмолвился о двух вариантах "Зевса" по мощности реактора - на мегаватт и на пол-мегаватта. Вполне понятно с учётом разных задач в космосе ("Нуклон"). Главное чтобы усилия и средства на варианты не сильно распылялись...

Когда и куда полетим?

Здесь без особых изменений. Полёт назначен на 2030 год.
Маршрут первого полёта тоже не секретный:

Маршрут полёта "Зевса"
Маршрут полёта "Зевса"

Как видим, это облёт Луны, затем облёт Венеры - всё это с отделением космических аппаратов для исследования этих тел. Затем полёт к Юпитеру, его облёт. И потом сближение с тремя его лунами: Ио, Европой и Каллисто. Причём опять со сбросом спутников.

И всё это - за 50 месяцев, то есть ШЕСТЬ исследовательских миссий за ОДИН запуск на протяжении четырёх с небольшим лет. Просто вдумайтесь в наполеоновские планы и масштабность миссии. И в какие сжатые сроки это хотят сделать!

Тут даже не в понтах и победных реляциях дело. Не в том, что хотим кому-то нос "утереть" и самоутвердиться.
Да, если всё получится, то приятно конечно, но речь не об этом.
Такие планы говорят о том, что появляется новый горизонт технических возможностей. И он позволяет на полном серьёзе планировать такие масштабные миссии.
Ведь как было раньше? Один запуск в дальний космос - одна задача, реже две... насчёт трёх - вроде были, но навскидку не назову.
Конечно, можно вспомнить масштабную миссию "Кассини" по исследованию системы Сатурна. Но, сколько долгих лет она длилась... и велась одним аппаратом. А тут - пять сбросов.

В сухом остатке

Проект продолжает развиваться. И это радует.
Не удивлюсь, если через год-другой он снова изменит свой внешний вид. Тем кто опять вспомнит про "мультики", отвечу по-прежнему - всё начинается с картинок. Ничего сразу не делается. А конечное изделие почти всегда отличается от прототипов.

Пожелаем же успехов нашим российским учёным и инженерам! :)

ссылка на источник - полное интервью Блошенко, о "Зевсе" смотрите там на 51 минуте.

Подпишитесь на мой канал :)

Статьи по теме:
"Нуклон": похоже, что Россия "сделает" США в лунной гонке