Помимо отзывов на фильмы, буду рассказывать еще о других интересностях, связанные с кино. Например, об инструментарии сценаристов, какие приёмы используют в написании сценариев, как строиться сюжет и т.д. Для начала расскажу о приёме, про который возможно слышали — «Чеховское ружьё»
«Чеховское ружьё», или как еще называют «Предзнаменование» — довольно популярный и простой приём в драматургии, благодаря которому сценарий становиться логичным и более крепким. Суть его в следующем: в первом акте малозаметно закладывают некий элемент, который вернётся и сыграет свою ключевую роль позднее, либо, как зачастую, в кульминации. Или вот как сам объяснял великий Антон Павлович Чехов: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него». Элементом(Ружьём) может быть что угодно: предмет, фраза, диалог, воспоминание, или даже персонаж. Чтобы было понятнее объясню на нескольких примерах.
Первый из них — «Зомби по имени Шон» Эдгара Райта
Тут прям самый простой и буквальный пример использования данного приёма. Уже в первой сцене мы видим как несколько героев фильма сидят в баре "Винчестер" и что-то обсуждают. Нам показывают сам интерьер заведения, и мы замечаем, что над барной стойкой висит ружьё Винчестер (ружье заряжено). Затем идут основные события фильма, где герои пытаются спастись и найти укромное место от зомби, попутно от них отбиваясь. Они решаются засесть в этом самом баре, но через некоторое время его осаждают зомбари. Нужно как-то отбиваться, и помимо разных подручных средств, решили как раз достать с барной стойки это самое ружьё, которое оказалось в рабочем состоянии и им вполне можно отстреливаться (БАХ! ружьё выстрелило).
Вообще, Эдгар Райт мастерски в своих фильмах использует данный приём. Благодаря нему его фильмы выходят необычными, безумными и абсурдными(в хорошем смысле). Я лишь рассказал о самом простом его использовании. Советую посмотреть ролик MovieScience, где подробно разобрали как Райт использует этот приём у себя: https://vk.cc/c705eU
Другой пример: «Аватар» Джеймса Кэмерона
В данном примере ружьё появляется в середине фильма, а не в начале. Джейк и Нейтири летят на своих Икранах и неожиданно сверху на них нападает гигантское летающее существо. Позже, из разговора Джейка и Нейтири мы узнаём, что это существо зовётся Торук, и у На'Ви считается священным животным, а смельчаки, которые рискнули оседлать его — Наездники последней тени (Торук Макто). По легендам народа, Торук Макто является лишь во времена Великой Скорби, и способен объединить все разрозненные кланы На’ви, чтобы вместе противостоять общей беде (ружье заряжено). Сюжет двигается дальше, Джейка изгоняют из племени, а люди сносят к чертям дом племени и не думают останавливаться на этом. Чтобы снова заслужить доверие На'Ви Джейк решается выследить Торука и оседлать его, что у него и выходит. И на нём он прибывает к племени, и возвращает его доверие. И затем убеждает их объединить кланы и пойти отбивать их дом от людей (БАХ! ружьё выстрелило).
Следующий пример: вся серия о «Гарри Поттере»
Тут в качестве ружья выступает особенности мальчика, который выжил. В начале и последующих частях серии нам показывают что у Гарри имеются необычные способности, которые были и у тёмного лорда: владение Парселтангом, способность проникать в разум Волан-де-Морта и т.д. Даже их палочки имеют одинаковую сердцевину и, по сути, являются близнецами (ружье заряжено). И лишь в финале «Даров смерти» нам рассказывают откуда у Гарри эти способности: в ночь когда Темный лорд пришел за Гарри и убил его родителей, осколок души Волан-де-Морта проник в самого Гарри, и он стал крестажем. И для того, чтобы победить его Гарри должен умереть от его руки (БАХ! ружьё выстрелело).
Во всех этих фильмах ружей достаточно. Я лишь привёл примеры, которые сразу бросаются в глаза.
Ружьё дало осечку
Хоть чеховское ружьё и является простым инструментом, но некоторые сценаристы не умеют им пользоваться. Из-за этого сценарий, и в целом фильм, может сильно пострадать. В одном случае нам показали рассказали/показали что-то, но это в дальнейшем по сюжету ни к чему не приводит (ружьё повесили, но оно не выстрелило), а в другом наоборот, в ключевой момент внезапно появляется элемент, меняющий ход истории и о котором до этого ничего не говорили (никакого ружья не вешали и не заряжали, а что-то откуда-то как-то чет выстрелило, если и вовсе не взорвалось).
Пример, когда ружьё повесили, но не выстрелило: «Притяжение» Фёдора Бондарчука
Если Эдгар Райт виртуозно владеет ружьём, то Федор Бондарчук, похоже, даже не знает что это такое и направляет ствол себе в голову. В «Притяжении» примеров неправильного использования ружья много, но остановимся на одном. Банда гопников пытается открыть костюм пришельца, и им это удаётся. Один пацан решил засунуть руку в костюм, но получает ранения. Он начинает истерить, орать что-то в духе: «ПРИШЕЛЬЦЫ СИЛЬНЕЕ ВАС, ОНИ ВАС УБЬЮТ ИДИТЕ НАХЕР Я ВАЛЮ», в общем, ссорятся и он от них уходит. Думаете этот парень потом пойдет против своих, или это как-то по-другому отразиться? Нет. Он остался в их банде, будто ничего не было. Зачем эта сцена нужна была - не понятно.
Косяков с использованием чеховского ружья в «Притяжении» столько, что благодаря Евгену BadComedian (обзор фильма: https://vk.cc/c70VDY) появился мем «ружье Бондарчука» — когда ружье повесили, и всё, ну висит и висит, че бубнеть-то. Мем приобрёл большую популярность, и он чуть ли не стал самостоятельным термином.
Пример, когда внезапно что-то выстрелило: «Защитники» Сарика Андреасяна
Бесконечно можно смотреть на три вещи: на огонь, на воду, и как пинают «Защеканцев» «Защитников». Опустим многие другие косяки данного кина и взглянем на кульминацию. Горе-герои получают по щам от Августа Куратова и отступают. Думают че делать и как победить, и тут внезапно появляется женщина-спецагент и сообщает, что если они друг за дружку возьмутся, то смогут создать фаербол(???) и снести всю базу Курапатова и его самого. Выглядит это лениво, нелогично, и конечно глупо. Вообще, это уже на самом деле называется «Рояль в кустах», который больше вредит сюжету и делает дальнейшие события нелепыми.
Как видите, данный приём можно использовать как угодно: как небольшую деталь фильма, так и вовсе построить сюжет на нём. Если умело подать, то фильм будет смотреться целостным и крепким, а если не умело, то получится сиквел «Защитников» (не дай бог).
Надеюсь такой формат вам был интересен. Если понравилось, то ставь лайки и комменть!
(боже, я уже как блогер заговорил....)
#кино #сценарий #сценарное мастерство