بسم الله الرحمن الرحيم
Хиджаб - это, вероятно, одна из самых обсуждаемых вещей в отношении мусульман. Вопрос хиджаба возникает с различной остротой по всему миру и на самых разных уровнях: от семейного до общегосударственного. О хиджабе говорят богословы, политики, журналисты и бабушки у подъезда. Каждый из них - эксперт в этом вопросе, но при этом редко встретишь понимание и знание сути термина хиджаб в Исламе. Для кого-то хиджаб - это шляпка на голове. Для другого - косынка. Для многих - платок полноценный на голове, но при этом остальная часть гардероба может быть любой: облегающее кожаное платье, юбка до колен, брюки и т.д.
Что же такое хиджаб и насколько он важен с точки зрения Ислама?
Со стороны арабского языка слово хиджаб означает покрывало, занавес, ширму. Т.е. то, что скрывает от посторонних взглядов какую-либо вещь.
Примерно такое же значение имеет слово джильбаб, которое использовано и в Коране.
Т.о. хиджаб - это покрывало, одежда, которая закрывает те части тела, которые должны быть закрыты. И приказ закрывать своё тело приходит в нескольких аятах Священного Корана.
٥٩. یَـٰۤأَیُّهَا ٱلنَّبِیُّ قُل لِّأَزۡوَ ٰجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاۤءِ ٱلۡمُؤۡمِنِینَ یُدۡنِینَ عَلَیۡهِنَّ مِن جَلَـٰبِیبِهِنَّ ذَ ٰلِكَ أَدۡنَىٰۤ أَن یُعۡرَفۡنَ فَلَا یُؤۡذَیۡنَۗ وَكَانَ ٱللَّهُ غَفُورࣰا رَّحِیمࣰا
59. О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) СВОИ ПОКРЫВАЛА. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный.
(Сура 33. Аль-Ахзаб)
В комментариях к этому аяту Судди рассказывает, что закрытая одежда стала отличительным признаком свободных женщин. Тогда как рабыни и распутницы ходили с открытыми шеей, волосами и декольте. (Тафсир Ибн Касира).
Также в Коране сказано:
٣١. وَقُل لِّلۡمُؤۡمِنَـٰتِ یَغۡضُضۡنَ مِنۡ أَبۡصَـٰرِهِنَّ وَیَحۡفَظۡنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا یُبۡدِینَ زِینَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنۡهَاۖ وَلۡیَضۡرِبۡنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُیُوبِهِنَّ وَلَا یُبۡدِینَ زِینَتَهُنَّ
31. Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому
(Сура 24. Ан-Нур)
Жена Пророка Мухаммада ﷺ Аиша сказала: «Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал: ﴾ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ﴿ ‘‘Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди’’ — они разорвали свои накидки и покрыли ими себя».
[Бухари 4758]
В другой версии хадиса (4759) от Сафии бинт Шейба Аиша сказала: «Когда Аллах ниспослал: ‘‘Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди’’ — они оторвали края своих изаров (нижняя часть одежды; кусок ткани, который оборачивается вокруг бедер) и покрылись ими».
Тут возникает самый обсуждаемый вопрос о границах прикрывания тела. В разные времена у разных народов границы благопристойности менялись. И каждый пытается подогнать нормы Ислама под собственные стандарты.
Большинство толкователей, в том числе и Ибн Аббас(да будет доволен им Аллах), сказали относительно "прикрас, которые видны "- это лицо и кисти рук. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/378
О том, что исключением из аурата женщины является лицо и кисти рук, говорил Ибн Умар, что также приводит Ибн Аби шайба в "аль-Мусаннаф" 4/284.
Такое же толкование передается и от Аиши, которая в отношении аята:
«за исключением тех, которые видны» говорила:
“Остаются открытыми лицо и кисти рук”.
“Тафсир Муджахид” 2/440
И такое толкование аята сделал сам Пророк Мухаммад ﷺ. Аиша рассказывала, что однажды Асма бинт Абу Бакр, на которой была
тонкая, прозрачная одежда зашла к пророку (мир ему и благословение
Аллаха), а он отвернулся от нее и сказал:
«О Асма, когда девушка достигает совершеннолетия, и у нее начинаются месячные, ей не допустимо выставлять на показ что-либо, кроме этого», — и он указал на лицо и кисти рук.
См. Абу Дауд. См. “аль-Мищка” 4372.
Т.о., мы видим, что требование к хиджабу - это закрытие всего тела женщины, за исключением лица и кистей рук. Волосы, шея, плечи, ноги - всё должно быть закрыто одеждой.
Также в последнем хадисе мы видим порицание тонкой и прозрачной одежде. На это указывают и несколько хадисов, приведенных в сборнике «аль-Джами’у ли ахкамиль-Куран» 7\532-533):
Однажды Пророк (ﷺ) подарил Дихйа аль-Кальби одеяние (кубтыййа) из белой тонкой льняной ткани и сказал ему: «Половину из этого сделай себе рубашку, а другую половину дай жене, чтобы она ею покрывалась, и вели ей надеть снизу что-нибудь, дабы кожа ее не была видна»…
Однажды пришли женщины из племени Тамим, которые были в тонкой одежде, к Аише, да будет доволен ею Аллах, тогда она сказала им: «Если вы женщины-мусульманки, то это одежда не является одеждой мусульманок»…
Также однажды пригласили некую девушку-невестку, на которой было тонкое покрывало, к Аише. Когда Аиша увидела ее, то сказала: «Не уверовала в суру «ан-Нур» та женщина, которая надевает на себя это».
И передается от Пророка (ﷺ) описание женщин в прозрачных, облегающих одеждах: Женщины, являющиеся одновременно и одетыми, и обнаженными.
Каких-то указаний на материал, покрой, фирму одежды нет )))
Т.о. Хиджаб (покрывало)- это ЛЮБАЯ одежда, закрывающая ВСЁ тело женщины, за исключением лица и кистей рук, не обтягивая и не просвечивая.
При этом одежда может быть из любой ткани: шёлк, шерсть, лен, синтетика, джинсовая ткань и т.д.
Также условия хиджаба могут быть соблюдены за счёт одного большого платка, который накидывают на голову, а низ доходит до земли. Или можно одеть платье длинное с длинными рукавами и завязать платок.
Можно собрать хиджаб из трёх элементов: платок с кофтой и с юбкой.
Т.е. не обязательно одеваться в арабском стиле, живя в России. Можно носить одежду, соответствующую местной, но так, чтобы всё было закрыто. Просто, за многие века у арабов сложилась культура одежды, соответствующая Исламу, и её можно купить и сразу надеть, не мудрствуя, как с европейской.
Кстати, насчёт арабского стиля.
Многие атеисты и исламофобы утверждают, что арабки и до Ислама носили подобные платья. А Пророк Мухаммад ﷺ через Ислам навязал всему миру арабскую одежду. И среди мусульман есть такие, кто поддался этой пропаганде и считают, что закрывающий всё тело хиджаб - это национальная одежда арабок, которая вовсе не предписана всем мусульманкам. Но часть мусульманок, якобы, слепо последовала арабкам.
Так ли это?
Всевышний Аллах говорит в Коране:
٣٣. وَقَرۡنَ فِی بُیُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجۡنَ تَبَرُّجَ ٱلۡجَـٰهِلِیَّةِ ٱلۡأُولَىٰۖ وَأَقِمۡنَ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتِینَ ٱلزَّكَوٰةَ وَأَطِعۡنَ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥۤۚ إِنَّمَا یُرِیدُ ٱللَّهُ لِیُذۡهِبَ عَنكُمُ ٱلرِّجۡسَ أَهۡلَ ٱلۡبَیۡتِ وَیُطَهِّرَكُمۡ تَطۡهِیرࣰا
33. Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. О обитатели дома, Аллах желает лишь избавить вас от скверны и очистить вас полностью.
Сура Аль-Ахзаб
В аяте прямо говорится: не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества (доисламского язычества). Если бы арабки уже были в хиджабах, зачем бы им говорить, чтобы они одевались не так?
Выше мы уже знакомились с хадисом:
Жена Пророка Мухаммада ﷺ Аиша сказала: «Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал: ﴾ وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَىٰ جُيُوبِهِنَّ ﴿ ‘‘Пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди’’ — они разорвали свои накидки и покрыли ими себя».
[Бухари 4758]
Получается, что женщины были одеты неким образом. А когда был ниспослан аят, они начали закрывать те части тела, которые до этого не прикрывали, чтобы одежда начала соответствовать требованиям хиджаба.
Этих указаний уже достаточно, для опровержения домыслов исламофобов.
Да и, если быть честными, до 20го века женская одежда большинства народов была очень близка к исламскому хиджабу. Женщины ходили укутанные от головы до пят. Монахини до сих пор ходят в хиджабах.
Но, к сожалению, современная культура обманула женщин, пропагандируя оголение и распущенность. Женщины увидели в этом свободу, избавление оков. А ведь хиджаб защищал их и ограничивал мужчин. Мужчины любовались лишь своими женами. И женщинами любовались лишь их мужья.
Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя...