Среди алаликов дети с сенсорной алалией встречаются всего в 10% случаев из 100. Признаюсь, в своей практике я таких детей не встречала. Надеюсь, что и вам не придется. В рамках ознакомления напишу вам о своих впечатлениях по материалам лого-шоу образовательного портала «Лого-эксперт», выпуски которого я посмотрела этим летом.
К слову, образовательный портал «Лого-эксперт» под руководством Олеси Жуковой, одна из профессиональных площадок для качественного повышения квалификации логопедов, дефектологов и родителей. Там я и увидела работу профессионалов с девочкой с сенсорной алалией.
При сенсорной алалии нарушено слуховое восприятие при сохранном физическом слухе.
Сенсорная алалия возникает из-за поражения височных долей, расположенных в левом полушарии головного мозга (центр Вернике). Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.
Сенсорную алалию путают с аутизмом или нарушением слуха.
Для диагностики, как правило, врач-невролог назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную томографию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.
Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.
По результатам диагностики невролог назначает медикаментозную терапию.
В лого-шоу принимала участие девочка 4 лет по имени Адель. Соглашаясь на съемки, ее мама пошла на беспрецедентный шаг, раскрыв широкой публике не только диагноз, но и особенности поведения девочки.
Какие симптомы сенсорной алалии у девочки увидели участники шоу в начале
- Девочка не воспринимала на информацию на слух.
- Она много кричала, визжала высоким голосом, что характерно для таких детей, издавала интересные звукокомплексы, присущие ей одной, не похожие на речь.
- У нее была слабая координация движений и плохо развитая мелкая моторика.
- Она не переносила часть определенных звуков, которые ей включали педагоги и закрывала уши, отказывалась их слушать.
- Во время обследования девочка была импульсивна, не следовала инструкции, хватала предметы из шкафов, сердилась и кричала из-за того, что ей не разрешали следовать собственному плану.
- Девочка быстро отвлекалась и уставала, отказывалась от занятий.
- Были видны нарушения в познавательной деятельности и отставание в интеллектуальном развитии из-за непонимания речи.
- Ее настроение быстро менялось. Она могла проявить агрессию, не желая идти на контакт со взрослыми.
По мере работы с психологом, дефектологом и логопедом девочка научилась «ждать» и понимать это слово, что очень важно для комплексной работы. Педагоги работали над сенсорной интеграцией Адель, проводили логопедическую работу, направленную на способность к анализу собственной речи девочки, формировали речевой слух (например, при помощи игры «Кто говорит?», когда взрослый издает или включает звук животного и показывает ряд картинок, из которых нужно выбрать необходимую).
Работа с родителями
В данном случае работа велась только с мамой Адель, так как девочка воспитывается в неполной семье. Основные ошибки мамы – занижение возможностей девочки, выполнение за нее простых бытовых навыков самообслуживания, потакание капризам.
В результате работы с мамой постепенно ситуация стала меняться, что сказалось на результатах коррекции.
При сенсорной и сенсомоторной алалии родителям стоит быть готовыми к длительной реабилитации ребенка.
- Поскольку специалистов по коррекции этих состояний мало, оставлю ссылку на портал «Логопед- профи». Это не реклама, а путь решения проблем при отсутствии специалистов в регионах. Портал обучает не только специалистов, но и родителей.
Ставьте 👍, если статья была полезной. Подписывайтесь и делитесь публикациями, будьте самыми осведомленными в вопросах логопедии, и не только. С вами была логопед Елена Альбертовна Перегудова.