Ostrówek - это живописное село, расположенное в гмине Карчев в Отвоцком повете, недалеко от моста до Гуры Кальвария. Резиденция прихода св. Изидора Орача, в который также входят деревни Kosumce, Glinki и Władysławów. Расположено примерно в 10 км к югу от Карчева, в 14 км к югу от Отвоцка и в 30 км к юго-востоку от Варшавы.
Удобное расположение села в непосредственной близости от Вислы означало, что поселение здесь развивалось во все периоды польской доисторической эпохи, от палеолита до средневековья. Первое упоминание об Ostrówku, ранее известном Ostrowem, датируется 20 января 1410 года, то есть более 610 лет назад. Он был внесен в судебные книги Черской земли и касается финансовых дел тогдашних владельцев села: Яктора и Якуша. Столь ранний подъем Ostrówka был обусловлен его прекрасным расположением недалеко от удобной переправы через реку Висла, в окрестностях некогда столицы Черска, который в средние века был главной княжеской резиденцией мазовецких Пястов. По этой причине в 16 веке Королевская соляная палата располагалась в Островских имениях, которые были частью могущественной Краковской соляной фабрики и действовала здесь до 1670 года.
В последующие столетия Ostrówek принадлежал великим и могущественным Мазовецким семьям - Чёлкув с его гербом, Пилиховским с герба Рогала и Лесновольским с герба Колумны. Последние после долгих и сложных сделок в 1669-1676 годах наконец отказались от своей собственности в Ostrówku в пользу епископа Стефана Вержбовского и Конгрегации святого Филиппа Нерюша в Новом Иерусалиме. С этого времени, до Третьего раздела Польши в 1795 году, горские приходские священники владели имениями Ostrów и Jelita (позже Kępa Gliniecka).
Первоначально Ostrówek, на что указывает название села, располагался на огромном острове, на левому берегу Вислы и приходу Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Гуре Кальварии, которая принадлежала с древнейших времен Черской (Варшавской) архидиаконии и Познанской епархии. В этот же приход тогда входили близлежащие Glinki, Kępa (Pijarska) i Żelawin с местностью Jelita. До середины 17 века деревня Kosumce входила в состав соседней Черской парафии.
Окрестности Ostrówka расположены в так называемой Радванковско-Карчевской низменности, на территории Ужеча (на диалекте Łurzyca), этнографическом микрорайоне, связанном с Вислой, олендерской колонизацией и сплавщиками. Во второй половине 17 века здесь значительно увеличилось количество заболоченных лугов и ответвлений Вислы, особенно в период паводков.
Именно тогда некоторые деревни оказались на продолговатых островах или небольших холмах или отрогах, начиная от Kosumiec и места под названием Cupel и заканчиваясь рядом с сегодняшним мостом через Вислу. Пастор Ostrówka, отец Ян Непомуцен Штрусс писал об этих деревнях, что «сама природа отделила [эти деревни] от других костелов, через расположения озер с одной стороны и Вислу с другой, так что во время наводнений, которые часто практикуются особенно весной, переправа через них угрожает жизни и из-за непредсказуемости царицы польских рек и было решено построить костел в селе Ostrów, который позднее стал приходом.
Вероятно, уже в 1676 году был воздвигнут первый храм (часовню) Пресвятой Богородицы и основано братство св. Изидора – второй такой в Мазовии. Официальное возведение братства и нового костела св. Изидора Орача было построено Познаньским епископом Стефаном Вержбовским 3 октября 1678 года. Костел был наделен огромным землями и многочисленными десятинами.
Кроме того, были добавлены десятины земель из Ostrowa (Ostrówka), Jelit и Żelawina, Glinek, Kosumiec и даже из Otwocka Małego. Новый храм не только облегчил жизнь жителей, но и вовлек их в великий и беспрецедентный план строительства культового сооружения в Черской Мазовии, инициированный и осуществленный епископом Вержбовским. Для паломников с правого берега Вислы в печально известную Кальварию, тогда известную как Новый Иерусалим, Ostrówek стал как бы восточными воротами со стороны Ogrójca. Таким образом, транспортировка через реку Висла была не только практичной, но и символической.
Вскоре после основания приходского костела в Ostrówku были созданы: ферма, один из первых приходских яслей в окрестностях, постоялый двор, мельница, кузница и на границе с Jelitami – переправа на Висле «на большой воде». И хотя более поздняя история села была разнообразной, она никогда не теряла своей первостепенной роли по сравнению с соседними приходскими деревнями.
После последнего раздела Польши Висла стала пограничной рекой между Пруссией и Австрией. В то время в Ostrówku располагалась австрийская таможня, которая действовала до 1809 года. Естественно, что костел оказался в другой стране, а не в своем приходе Гуры Кальвария. Поэтому 25 июня 1798 года постановлением епархиальной власти в Кракове тут был основан новый самостоятельный приход, который с тех пор был связан с Гарволинским благочинием, а затем и с Яновской епархией, называвшийся Подляской (ныне Седлецкой).
В ночь на 2-3 мая 1809 года в приходе в Ostrówku произошло одно из важнейших сражений наполеоновской кампании и польско-австрийской войны. Оно имело решающее оперативное значение, поскольку не позволяло австрийской армии переправиться через Вислу, благодаря чему польская армия могла беспрепятственно войти в Галицию. Значительная часть земель, аннексированных Австрией, была затем включена в Варшавское герцогство. Около 500 австрийцев (убитыми и ранеными) погибли в бою, около тысячи попали в плен. Польские потери были несравненно меньше, они оцениваются примерно в 170 солдат.
Ущерб, причиненный войной, а также пожар и наводнение Вислы почти полностью уничтожили село. С помощью тогдашнего приходского священника Кацпера Яворского удалось перестроить и отремонтировать костельные здания и хижины местных крестьян. В то время, вероятно, вместе с новой администрацией Варшавского герцогства по образцу французской системы, Ostrówek стал сельской гминой, управляемой войтом, которая управляла костельной собственностью. В 1827 г. было 16 домов и 97 жителей. Островецкая гмина просуществовала до 1867 года, когда стала частью гораздо более крупной варшавской гмины.
Расположение костела на берегу реки Вислы часто приводило к повреждению или полному разрушению. Между 1792 и 1850 годами размытые водой деревянные храмы просто падали в реку. Однако после каждого такого катаклизма происходило быстрое выздоровление. Последний деревянный костел в Ostrówku был освящен 4 декабря 1850 года благодаря усилиям приходского священника Яна Непомуцена Штруса. Так продолжалось до злосчастного 16 июня 1931 года, когда его полностью поглотил пожар, случайно зажженный вечной лампой. Новый кирпичный храм, спроектированный выдающимся архитектором, профессором Варшавского технологического университета Богданом Пневским, был освящен 15 октября 1932 года епископом Хенриком Пшеждзецким. Псевдо-ренессансный стиль. Приходская летопись с 1975 г.
После Январского восстания и освобождения крестьян в 1864 году Ostrówek был крестьянской деревней с 19 домами, 96 жителями и начальной школой. Тогда костельное имущество в Ostrówku было конфисковано в пользу царского крестьянина Ивана Николаевича Дубравина. С этого времени землей здесь правили только частные лица из семейств Дубравинов, Македонских и Эггертов. В 1924 и 1938 годах последние владельцы имения в Ostrówku - Ежи и Раиса Эггерт - добровольно пожертвовали землю под нынешнее приходское кладбище, а также территорию прилегающую к костелу для стоянки автомобилей. После Второй мировой войны имущество было незаконно разделено и отобрано у законных владельцев, фермеров.
В сентябре 1939 года около Ostrówkа 1-й кавалерийский полк под командованием лейтенанта Ф. Копча и Велюнского батальона национальной обороны вели ожесточенные бои с немцами из-за моста и переправы в Гуру-Кальварию. Падшие солдаты покоятся на местном кладбище. Во время Великой Отечественной войны большая часть села и костел были разрушены, а на рубеже 1944-1945 годов оказались на линии фронта.
С Ostrówkiem связаны многие заслуги перед страной, среди которых дарданельский епископ и киевский суфражист, а также администратор Варшавской епархии отец Францишек Ремигиуш Замбжицкий, генерал польской армии и победитель битвы около Ostrówkа Михал Сокольницки, благочинный Гарволина и каноник капитула Подляского собора отец Ян Непомуцен Штрусс, январский повстанец и сибиряк - священник Ян Чичевский и переводчик Королевской книги Библии тысячелетия отец проф. Петр Шпилевич.