Найти в Дзене
Architecture & design

Типы пространственной структуры

Оглавление

Объемно-пространственная структура ландшафтных объектов

«Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Ландшафтный арх. Дж. Саймондс:

Пространственные категории

Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого.

Художественное качество ландшафтной архитектуры - выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого противоречия.

• пространство (собственно территория) и его составляющие;

• плоскость - поверхность земли на различных формах рельефа ;

• объем - насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф.

Типы пространственной структуры

Основным классификационным признаком объемно-пространственной структуры является тип пространственной структуры (ТПС). Он определяется сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения.

Ландшафтные территории подразделяются на:

• закрытые;

• полуоткрытые;

• открытые.

Закрытый тип пространственной структуры

Закрытый тип (ЗТПС) представлен насаждениями, которые исключают или ограничивают визуальные связи, создающие определенные психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей.

-2

В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами.

-3
-4

В пейзажных парках закрытые пространства представлены массивами.

-5

В пейзажных парках закрытые пространства представлены рощами: дубовые, сосновые, березовые.

-6

Они характеризуются сомкнутостью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах подразделяются на закрытые пространства горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные).

-7

Закрытые пространства горизонтальной сомкнутости просматриваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции.

-8

Закрытые пространства вертикальной сомкнутости при правильном подборе древесных видов и их размещении могут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).

-9

Закрытые пространства играют важную роль в формировании ландшафтного сценария территории.

Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам.

Маршруты, расположенные внутри массивов, наполняются площадками отдыха со скамьями, малыми архитектурными формами, выделяют акцентные деревья и кустарники, цветовые пятна цветников, световые окна.

Скульптура Аполлона в Павловском парке
Скульптура Аполлона в Павловском парке

Храм супругу-благодетелю в Павловском парке расположенный в стороне от основного маршрута, у края оврага в Новой Сильвии, - усиливает характер окружающего его леса как глухой дикой чащи.

-11

При изучении природных мотивов наибольший интерес в закрытых пространствах представляют естественные лесные массивы, разнообразные по характеру и несущие определенную эстетическую нагрузку.

Выразительность их облика определяется:

• породным составом насаждений;

• возрастом древостоя;

• его пространственной структурой;

• богатством напочвенного покрова.

Большое значение имеют типы естественных лесов, которые являются эталонами для формирования «образа леса» при создании больших и малых парковых массивов.

Породный состав типов лесных массивов в насаждениях разделяется на:

• темнохвойные типы массивов леса;

• светлохвойные типы массивов леса;

• широколиственные типы массивов леса;

• мелколиственные типы массивов леса.

Каждая из этих групп характеризуется своими физиономическими особенностями.

Темнохвойные типы (эдификаторы: ель, пихта, кедр) массивов леса отличаются сильным затенением, пониженной температурой, повышенной влажностью воздуха. Они часто производят мрачное впечатление.

Такие массивы из ели, пихты, кедра отличаются темным колоритом, контрастирующим с полянами, водоемами, светлыми пятнами берез, ив.

-12

Светлохвойные леса (эдификаторы: лиственница, сосна обыкновенная) создают светлое жизнерадостное настроение благодаря ажурности крон, сравнительно редкому стоянию деревьев и смолистому аромату прогретого воздуха.

Сосновые леса занимают обширную площадь и характерны для всей лесной зоны РФ. Наиболее интересны группы сосновых типов леса: боры-беломошники, боры-зеленомошники, сложные боры.

-13

Сложные боры занимают более плодородные почвы, характеризуются богатством растительности, многоярусностью, сплошным подлеском, разнообразием травяного покрова.

По своей структуре они очень многообразны. Наиболее характерны из них: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый.

-14

Широколиственные леса (эдификаторы: бук, дуб, граб, липа) характеризуются большим разнообразием состава и сложной структурой. Они распространены в южной части лесной зоны и северной части лесостепной зоны. Лучшие представители широколиственных лесов — дубравы с постоянными их спутниками — липой, кленом.

-15

Дубравы на темно-серых лесных суглинках или деградированных черноземах образуют многоярусные насаждения с примесью липы, клена, ясеня, ильмовых, березы, яблони, черемухи, лещины, бересклета и др.

-16

Мелколиственные леса (эдификаторы: береза, осина) не столь разнообразны по составу и просты по своей структуре.

Излюбленными в паркостроении являются березовые рощи.

-17

Полуоткрытый тип пространственной структуры

Полуоткрытые типы пространственной структуры имеют сомкнутость полога 0,5—0,2 и подразделяются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев.

-18

Полуоткрытые пространства обладают:

• более глубокой просматриваемостью;

• большими визуальными связями с примыкающими участками;

• более проработанной пространственной структурой;

• играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка;

• в них ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих деревьев и групп;

• повышаются требования к качеству травяного покрова.

Рединные пространства защищают от прямых солнечных лучей, затеняют, но при этом они пронизываются лучами солнца, в отличии от закрытых пространств, что незаменимо в ландшафтах южных широт. Сквозь полуоткрытые пространства лучше просматривается окружающий пейзаж.

-19

Полуоткрытые пространства используют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежелательна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связывать. Внутренняя организация полуоткрытых пространств подчиняется правилам построения пейзажных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.

-20

Открытый тип пространственной структуры

Открытые типы пространственной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы.

-21

Форма, размер и характер открытого пространства определяются его обрамлением — окружающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно (теоретик ландшафтного искусства) подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обращенные и раскрытые.

-22

Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их.

Соотношение обрамления (или зрительного барьера) Н и ширины пространства Д.

-23

Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми.

Распространенные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комплекс обращенных пространств. Наибольший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м.

-24

Раскрытые пространства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощущение раскрытости пространства наблюдается, если его линейные размеры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15м.

-25

Композиции открытых пространств

Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков.

В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны.

Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов (песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица) и воды.

В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкие кустарники В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (самшит, тис, кизильник, туя, ель).

-26

Наибольшего расцвета партеры достигли в регулярных парках XVII в. Они устраивались перед дворцовыми зданиями с таким расчетом, чтобы их рисунок можно было прочесть из окон или с террас. Сложный рисунок состоял из растительных мотивов, иногда в сочетании с геометрическим орнаментом.

-27
Арабески -упрощенные элементы старинного рисунка или орнаментальные линии, «вписанные» в плоскость газона
Арабески -упрощенные элементы старинного рисунка или орнаментальные линии, «вписанные» в плоскость газона

Со временем рисунок партеров все более упрощался. В XX в. появились ковровые цветники из летников вписанные в геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник. В настоящее время рисунок партеров, как правило, выполняется на фоне газона.

-29

Современные партеры можно классифицировать следующим образом:

• площадь партера занята цветником;

• площадь партера занята газоном.

-30

Современные партеры можно классифицировать следующим образом:

• асимметричный партер с цветниками;

• модульный.

-31

Поляны — это небольшая равнинная территория, луг на опушке или «прогалина» в лесу.

Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов.

Шишкин И.И. Полянка (Лесная поляна). 1897 г.
Шишкин И.И. Полянка (Лесная поляна). 1897 г.

Классификация полян и лужаек

Поляны, как самостоятельные внутренние пространства разделяются на:

• простые изолированные (а);

• сложные, незаметно перетакающие друг в друга (б);

• анфиладные поляны (в).

-33

Размеры полян определяются:

• территориальными возможностями парка. Это могут быть обширные луговые пространства в больших парках и лесопарках и небольшие, миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.

• необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений или размерами архитектурных сооружений. Поляны-партеры перед дворцовыми сооружениями имеют ширину, соответствующую ширине здания, а их длина определяется взаимосвязью поляны с парковым окружением. Пример поляны перед дворцом. Поляна раскрывает перспективу на парк, анфиладно вытянувшись от дворца к пруду. Ее протяженность 400 м. при ширине 100 м.

-34

По конфигурации поляны могут быть:

• округлыми (а);

• вытянутыми (б);

• со спокойными контурами;

• с изрезанными контурами.

-35
-36

Сложные конфигурации полян

Сложная по структуре и конфигурации Первомайская поляна в Тростянецком парке, состоящая из 3 обособленных полян (общая площадь составляет 0,82 га).

Лучше всего они воспринимаются с кратчайшей дороги, пересекающей композицию.

Наибольшая перспектива составляет 140 м.

-37

Опушки

Занимает важное место в композициях полян и является частью ее пейзажных картин, создает нейтральный или активный фон.

По рисунку контура опушки бывают:

• однородными, образующие плоскую стену, которая является фоном для древесно-кустарниковых групп, «читающихся» на этом фоне как объемная скульптура (а);

• барельефными, когда отдельные группы растений несколько выступают из основного контура, не отрываясь от массива (б);

• горельефными, группы насаждений сильно выдвинуты вперед, но не отделяются от основного массива (в);

По структуре:

• плотные (четкий контур, образующий плотную стену);

• рыхлые (граница между массивом и открытым пространством слабо различима благодаря сборному размещению групп)(г).

-38

Ориентация опушек по сторонам света

Характер освещенности определяет:

• Ориентация полян по сторонам света;

• размеры;

• конфигурация определяют.

Неширокие поляны (в 2—3 высоты опушки), вытянутые в направлении с севера на юг, будут освещены солнцем в середине дня, а утром и вечером их поверхность будет затенена.

Поляны вытянутые с запада на восток будут значительно затенены днем, а их западная и восточная опушки будут освещены вечерним и утренным солнцем, хорошо подчеркивающим структуру насаждений.

Солнечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.

-39

Растительность

Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство.

В зависимости от их размещения поляны приобретают различную объемно-пространственную структуру:

• с компонентами, занимающими центральное положение на поляне (а);

• занимающими все пространство поляны и создающие многоплановый пейзаж (б);

• расположенными на первом плане (в);

• расположенными на последнем плане, завершая перспективу (г);

• занимающими периферийное положение как переходные компоненты от массива к открытому пространству (д).

-40

Травяной покров поляны и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта.

• на пойменных лугах — используется береза пушистая, ивы, ольха серая и черная, тополь белый и черный;

• на суходолах — береза повислая, дуб, клен, липа, вяз, сосна, возможна примесь ели. Экзоты вводятся с большой осторожностью;

• на однородном зеленом плотном ковре газона группы и отдельные деревья выступают более рельефно. Такие участки носят явно парковый характер, определившийся многолетней традицией их формирования.

Ассортимент древесных растений здесь более широкий, включающий и местные виды, и экзоты, и их сочетания

-41
Ландшафтный парк в имении Бленхейм, архитектор Ланселот Браун, Англия, XVIII в.
Ландшафтный парк в имении Бленхейм, архитектор Ланселот Браун, Англия, XVIII в.

Дорожно-тропиночная сеть

Поляны являются частью общего паркового маршрута и могут иметь внутренние дорожки.

Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков.

Внутренние дорожки, как правило, проходят по опушке поляны, то углубляясь в насаждения, то следуя в полосе опушки между деревьями, то выходя на открытое пространство поляны, образуя в целом круговой маршрут.

Прокладывая маршрут нужно стремиться максимально сохранить целостность газонного пространства и не «разрезать» его дорогами, за исключением тех случаев, когда этого требует композиционный замысел.

-43

Парковый маршрут охватывает все поляны, нанизывая их на нить своей трассы и формируя представления о парке. Однако каждая поляна по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необходимо максимально раскрыть посетителю ее индивидуальные достоинства.

-44
Ландшафтный парк в Стоу, вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы, Бакингемшир, Англия
Ландшафтный парк в Стоу, вид на изгиб Греческой долины от Храма Согласия и Победы, Бакингемшир, Англия