Объемно-пространственная структура ландшафтных объектов
«Искусство и умение проектировать местность постигается проектировщиком, когда он впервые осознает, что имеет дело не с площадями, а с объемами и пространствами». Ландшафтный арх. Дж. Саймондс:
Пространственные категории
Организация пространства содержит в себе противоречивое единство двух основных моментов: ограничение частей и создание единого целого.
Художественное качество ландшафтной архитектуры - выразительность организованного пространства, возникающая в результате разрешения этого противоречия.
• пространство (собственно территория) и его составляющие;
• плоскость - поверхность земли на различных формах рельефа ;
• объем - насаждения, сооружения, объемно выраженный рельеф.
Типы пространственной структуры
Основным классификационным признаком объемно-пространственной структуры является тип пространственной структуры (ТПС). Он определяется сомкнутостью полога древесных насаждений, густотой и характером их размещения.
Ландшафтные территории подразделяются на:
• закрытые;
• полуоткрытые;
• открытые.
Закрытый тип пространственной структуры
Закрытый тип (ЗТПС) представлен насаждениями, которые исключают или ограничивают визуальные связи, создающие определенные психофизиологические условия благодаря замкнутости и верхнему пологу над головой, закрывающему небо и защищающему от солнечных лучей.
В регулярных парках закрытые пространства представлены боскетами.
В пейзажных парках закрытые пространства представлены массивами.
В пейзажных парках закрытые пространства представлены рощами: дубовые, сосновые, березовые.
Они характеризуются сомкнутостью полога от 1 до 0,6 (0,7) и в зависимости от длины крон верхнего яруса и густоты насаждений в нижних ярусах подразделяются на закрытые пространства горизонтальной сомкнутости (одноярусные) и вертикальной (многоярусные).
Закрытые пространства горизонтальной сомкнутости просматриваются достаточно глубоко. Массив таких насаждений даже при ширине 100 м не дает полной изоляции.
Закрытые пространства вертикальной сомкнутости при правильном подборе древесных видов и их размещении могут обеспечить полную изоляцию и при незначительной ширине (10— 20 м).
Закрытые пространства играют важную роль в формировании ландшафтного сценария территории.
Их внутренняя среда обычно имеет более нейтральный характер и служит паузой в восприятии парковых пейзажей, приуроченных к полянам и водоемам.
Маршруты, расположенные внутри массивов, наполняются площадками отдыха со скамьями, малыми архитектурными формами, выделяют акцентные деревья и кустарники, цветовые пятна цветников, световые окна.
Храм супругу-благодетелю в Павловском парке расположенный в стороне от основного маршрута, у края оврага в Новой Сильвии, - усиливает характер окружающего его леса как глухой дикой чащи.
При изучении природных мотивов наибольший интерес в закрытых пространствах представляют естественные лесные массивы, разнообразные по характеру и несущие определенную эстетическую нагрузку.
Выразительность их облика определяется:
• породным составом насаждений;
• возрастом древостоя;
• его пространственной структурой;
• богатством напочвенного покрова.
Большое значение имеют типы естественных лесов, которые являются эталонами для формирования «образа леса» при создании больших и малых парковых массивов.
Породный состав типов лесных массивов в насаждениях разделяется на:
• темнохвойные типы массивов леса;
• светлохвойные типы массивов леса;
• широколиственные типы массивов леса;
• мелколиственные типы массивов леса.
Каждая из этих групп характеризуется своими физиономическими особенностями.
Темнохвойные типы (эдификаторы: ель, пихта, кедр) массивов леса отличаются сильным затенением, пониженной температурой, повышенной влажностью воздуха. Они часто производят мрачное впечатление.
Такие массивы из ели, пихты, кедра отличаются темным колоритом, контрастирующим с полянами, водоемами, светлыми пятнами берез, ив.
Светлохвойные леса (эдификаторы: лиственница, сосна обыкновенная) создают светлое жизнерадостное настроение благодаря ажурности крон, сравнительно редкому стоянию деревьев и смолистому аромату прогретого воздуха.
Сосновые леса занимают обширную площадь и характерны для всей лесной зоны РФ. Наиболее интересны группы сосновых типов леса: боры-беломошники, боры-зеленомошники, сложные боры.
Сложные боры занимают более плодородные почвы, характеризуются богатством растительности, многоярусностью, сплошным подлеском, разнообразием травяного покрова.
По своей структуре они очень многообразны. Наиболее характерны из них: сосняк липовый, сосняк лещинный, сосняк дубовый.
Широколиственные леса (эдификаторы: бук, дуб, граб, липа) характеризуются большим разнообразием состава и сложной структурой. Они распространены в южной части лесной зоны и северной части лесостепной зоны. Лучшие представители широколиственных лесов — дубравы с постоянными их спутниками — липой, кленом.
Дубравы на темно-серых лесных суглинках или деградированных черноземах образуют многоярусные насаждения с примесью липы, клена, ясеня, ильмовых, березы, яблони, черемухи, лещины, бересклета и др.
Мелколиственные леса (эдификаторы: береза, осина) не столь разнообразны по составу и просты по своей структуре.
Излюбленными в паркостроении являются березовые рощи.
Полуоткрытый тип пространственной структуры
Полуоткрытые типы пространственной структуры имеют сомкнутость полога 0,5—0,2 и подразделяются на участки с групповым или равномерным размещением деревьев.
Полуоткрытые пространства обладают:
• более глубокой просматриваемостью;
• большими визуальными связями с примыкающими участками;
• более проработанной пространственной структурой;
• играют самостоятельную роль в структуре и формировании образа парка;
• в них ярче проявляются декоративные достоинства отдельно стоящих деревьев и групп;
• повышаются требования к качеству травяного покрова.
Рединные пространства защищают от прямых солнечных лучей, затеняют, но при этом они пронизываются лучами солнца, в отличии от закрытых пространств, что незаменимо в ландшафтах южных широт. Сквозь полуоткрытые пространства лучше просматривается окружающий пейзаж.
Полуоткрытые пространства используют в случаях, когда плотная изоляция между участками нежелательна. Они условно изолируют одно пространство от другого и в то же время могут их визуально связывать. Внутренняя организация полуоткрытых пространств подчиняется правилам построения пейзажных картин, формирования древесно-кустарниковых групп и обеспечения пейзажного разнообразия.
Открытый тип пространственной структуры
Открытые типы пространственной структуры представлены всеми видами площадей, не занятых плотными насаждениями и сооружениями. Сюда включаются поляны, лужайки, партеры, крупные цветники, площади, плоскостные спортивные сооружения, водоемы.
Форма, размер и характер открытого пространства определяются его обрамлением — окружающими насаждениями, а также откосами рельефа и сооружениями. Б. Кохно (теоретик ландшафтного искусства) подразделяет открытые пространства по их взаимодействию с обрамлением на замкнутые, обращенные и раскрытые.
Замкнутые пространства окружены со всех сторон объемными элементами. Наблюдатель видит только их.
Соотношение обрамления (или зрительного барьера) Н и ширины пространства Д.
Обращенные пространства имеют обрамление, которое ориентирует восприятие в одном, двух или трех направлениях. При этом пространства, обращенные в две противоположные друг другу стороны, называются сквозными, а в две смежные — угловыми.
Распространенные в парках «перетекающие» поляны представляют собой комплекс обращенных пространств. Наибольший линейный размер замкнутого пространства составляет, по Б. Кохно, 200 м.
Раскрытые пространства не имеют ограничений по всем направлениям восприятия. Ощущение раскрытости пространства наблюдается, если его линейные размеры превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15м.
Композиции открытых пространств
Открытые пространства являются одними из наиболее важных структурных элементов парков.
В регулярных парках это прежде всего партеры, в пейзажных — поляны.
Партер — это декоративная композиция, расположенная на горизонтальной плоскости, выполняемая из растений, инертных материалов (песок, березовый уголь, битое стекло, толченый кирпич, черепица) и воды.
В качестве растительного материала используются газон, цветы, низкие кустарники В композицию партеров включаются бассейны, фонтаны, скульптура, вазы, кадочные растения и фигурно стриженные растения (самшит, тис, кизильник, туя, ель).
Наибольшего расцвета партеры достигли в регулярных парках XVII в. Они устраивались перед дворцовыми зданиями с таким расчетом, чтобы их рисунок можно было прочесть из окон или с террас. Сложный рисунок состоял из растительных мотивов, иногда в сочетании с геометрическим орнаментом.
Со временем рисунок партеров все более упрощался. В XX в. появились ковровые цветники из летников вписанные в геометрические формы — круг, квадрат, прямоугольник. В настоящее время рисунок партеров, как правило, выполняется на фоне газона.
Современные партеры можно классифицировать следующим образом:
• площадь партера занята цветником;
• площадь партера занята газоном.
Современные партеры можно классифицировать следующим образом:
• асимметричный партер с цветниками;
• модульный.
Поляны — это небольшая равнинная территория, луг на опушке или «прогалина» в лесу.
Открытые пространства лугов, полян, лужаек являются планировочными и композиционными узлами пейзажных парков. Они позволяют формировать пейзажные картины с участием древесно-кустарниковых групп и водоемов.
Классификация полян и лужаек
Поляны, как самостоятельные внутренние пространства разделяются на:
• простые изолированные (а);
• сложные, незаметно перетакающие друг в друга (б);
• анфиладные поляны (в).
Размеры полян определяются:
• территориальными возможностями парка. Это могут быть обширные луговые пространства в больших парках и лесопарках и небольшие, миниатюрные лужайки в городских садах, скверах и т. д.
• необходимостью соотношения с высотой окружающих насаждений или размерами архитектурных сооружений. Поляны-партеры перед дворцовыми сооружениями имеют ширину, соответствующую ширине здания, а их длина определяется взаимосвязью поляны с парковым окружением. Пример поляны перед дворцом. Поляна раскрывает перспективу на парк, анфиладно вытянувшись от дворца к пруду. Ее протяженность 400 м. при ширине 100 м.
По конфигурации поляны могут быть:
• округлыми (а);
• вытянутыми (б);
• со спокойными контурами;
• с изрезанными контурами.
Сложные конфигурации полян
Сложная по структуре и конфигурации Первомайская поляна в Тростянецком парке, состоящая из 3 обособленных полян (общая площадь составляет 0,82 га).
Лучше всего они воспринимаются с кратчайшей дороги, пересекающей композицию.
Наибольшая перспектива составляет 140 м.
Опушки
Занимает важное место в композициях полян и является частью ее пейзажных картин, создает нейтральный или активный фон.
По рисунку контура опушки бывают:
• однородными, образующие плоскую стену, которая является фоном для древесно-кустарниковых групп, «читающихся» на этом фоне как объемная скульптура (а);
• барельефными, когда отдельные группы растений несколько выступают из основного контура, не отрываясь от массива (б);
• горельефными, группы насаждений сильно выдвинуты вперед, но не отделяются от основного массива (в);
По структуре:
• плотные (четкий контур, образующий плотную стену);
• рыхлые (граница между массивом и открытым пространством слабо различима благодаря сборному размещению групп)(г).
Ориентация опушек по сторонам света
Характер освещенности определяет:
• Ориентация полян по сторонам света;
• размеры;
• конфигурация определяют.
Неширокие поляны (в 2—3 высоты опушки), вытянутые в направлении с севера на юг, будут освещены солнцем в середине дня, а утром и вечером их поверхность будет затенена.
Поляны вытянутые с запада на восток будут значительно затенены днем, а их западная и восточная опушки будут освещены вечерним и утренным солнцем, хорошо подчеркивающим структуру насаждений.
Солнечные поляны вносят мажорное настроение в облик парка.
Растительность
Отдельно стоящие деревья, древесно-кустарниковые группы, сооружения и скульптура являются композиционными компонентами полян, формирующими их пространство.
В зависимости от их размещения поляны приобретают различную объемно-пространственную структуру:
• с компонентами, занимающими центральное положение на поляне (а);
• занимающими все пространство поляны и создающие многоплановый пейзаж (б);
• расположенными на первом плане (в);
• расположенными на последнем плане, завершая перспективу (г);
• занимающими периферийное положение как переходные компоненты от массива к открытому пространству (д).
Травяной покров поляны и древесные насаждения подбираются в соответствии с экологическими свойствами местности, функциональным назначением и художественным замыслом объекта.
• на пойменных лугах — используется береза пушистая, ивы, ольха серая и черная, тополь белый и черный;
• на суходолах — береза повислая, дуб, клен, липа, вяз, сосна, возможна примесь ели. Экзоты вводятся с большой осторожностью;
• на однородном зеленом плотном ковре газона группы и отдельные деревья выступают более рельефно. Такие участки носят явно парковый характер, определившийся многолетней традицией их формирования.
Ассортимент древесных растений здесь более широкий, включающий и местные виды, и экзоты, и их сочетания
Дорожно-тропиночная сеть
Поляны являются частью общего паркового маршрута и могут иметь внутренние дорожки.
Парковый маршрут должен обеспечить вход на поляну из закрытого пространства или смежной поляны, дать возможность обзора общей картины поляны и обеспечить смену пейзажных картин при постепенном раскрытии ее участков.
Внутренние дорожки, как правило, проходят по опушке поляны, то углубляясь в насаждения, то следуя в полосе опушки между деревьями, то выходя на открытое пространство поляны, образуя в целом круговой маршрут.
Прокладывая маршрут нужно стремиться максимально сохранить целостность газонного пространства и не «разрезать» его дорогами, за исключением тех случаев, когда этого требует композиционный замысел.
Парковый маршрут охватывает все поляны, нанизывая их на нить своей трассы и формируя представления о парке. Однако каждая поляна по-своему диктует прокладку этого маршрута на своем участке. Необходимо максимально раскрыть посетителю ее индивидуальные достоинства.